Заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко о повышении стоимости "Белтрансгаза" до $10-12 млрд прокомментировал 14 ноября 2006 года корреспонденту ИА REGNUM эксперт в области ТЭК Илья Заславский:

"Как известно, многочасовая встреча президентов России и Белоруссии, которая состоялась в Кремле в конце прошлой недели, не принесла готовых решений по газовым вопросам. Я думаю, повышение стоимости "Белтрансгаза", о котором заявил Лукашенко, это, прежде всего, ход в долгих и вязких переговорах Москвы и Минска.

Год назад примерно в таком же стиле велись российско-украинские газовые переговоры (с той разницей, что сейчас "Газпром" набрался терпения и воздерживается от публичных оценок ситуации). Как известно, тогда контракт был подписан лишь 4 января, а в Новый год мы имели и закрытие трубы, и несанкционированный отбор газа, предназначенного европейским потребителям, и лавину негатива в СМИ всех задействованных сторон.

Что касается нынешней ситуации с Белоруссией, то стороны продолжают говорить на разных языках. Лукашенко заявил, что о цене на газ в $200 за 1 тыс кубометров он от российской стороны не слышал, а рыночная стоимость "Белтрансгаза" составляет 10-12 $млрд, а может и $17 млрд., хотя раньше он оценивал стоимость "Белтрансгаза" в $5 млрд.

Лукашенко также сказал, что Белоруссия не готова к введению Россией пошлин на поставки нефти. Он заявил, что "категорически против" подобного подхода. По словам Лукашенко, Белоруссии есть чем ответить на давление. Если Россия будет препятствовать ввозу белорусских товаров, Минск ответит ограничением транзита, заявил белорусский президент.

Безусловно, заявление Лукашенко о повышении стоимости "Белтрансгаза" связано с ценой на российский газ. Лукашенко считает, что "цена не может быть больше, чем для Украины и Армении, а сегодня для Армении она составляет $110 за 1 тыс. кубометров"."Вопрос стоит так, что высокую цену за газ Беларусь просто не в состоянии заплатить", - сказал он, отметив, что, по словам Владимира Путина, Россия не собирается "торпедировать" процессы в белорусской экономике и заинтересована, чтобы Белоруссия развивалась поступательно.

Очевидно, что цена на газ для Белоруссии не будет ни $200, ни $110 за 1 тыс. кубометров - реальная конечная цена будет где-то посередине. Но кроме цены на газ, вся эта ситуация связана с тем, что Лукашенко внимательно отслеживает нынешний процесс торговли и переговоров, которые проводит "Газпром" в СНГ. "Газпром" же не может поссориться со всеми сразу. Очень жестко идут переговоры с Грузией, от поставок газа в которую зависит и Армения. Не все противоречия решены с Украиной, хотя ситуации подобной прошлогоднему кризису ожидать не стоит. Думаю, что никто в России не готов к полномасштабной эскалации конфликта с Белоруссией. Оправданная экономическая цена будет дана банком-оценщиком. Но ее никто не будет использовать, так как банк не может просчитать политический премиум, который стремится наложить на сделку Лукашенко.

Полагаю, что в действительности контрольный пакет акций "Белтрансгаза" в ближайшее время вообще не будет продаваться. Лукашенко не хочется терять такой удобный инструмент давления на Россию, как "Белтрансгаз". Если бы Лукашенко хотел избежать сложных переговоров, ему следовало бы заявить о введении в Белоруссии российского рубля и о проведении референдума по вопросу создания единого государства. Но он и по этим вопросам уступать не собирается. И чем вся эта ситуация закончится, на данный момент прогнозировать сложно".