19 октября в Московской городской Думе состоялся круглый стол на тему "Как бороться с рейдерством? Законодательное обеспечение защиты от недружественных слияний и поглощений". В заседании приняли участие депутаты Мосгордумы от фракции "Яблоко - Объединенные демократы" Сергей Митрохин и Иван Новицкий, доктор экономических наук, генеральный директор консалтинговой группы "Аюдар" Юрий Васильев, доктор юридических наук, специалист по таможенному и административному праву Александр Чернявский, директор департамента корпоративных отношений РСПП Александр Варварин, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В Мосгордуму поступает немало обращений от предприятий и организаций, чья собственность стала объектом рейдерских атак, сообщил Сергей Митрохин. "Мы вынуждены констатировать, что в рамках нынешнего законодательства мы не в силах помочь этим людям. В качестве примера можно привести Центр химии лекарственных средств, который занимался научными исследованиями, являясь ГУПом. Директор Центра Роберт Глушков был противником приватизации данного института, так как она должна была состояться по бросовым ценам. После чего в деятельности Центра были найдены незначительные нарушения, к которым и придрались, после чего был совершен так называемый "рейд", а по-русски говоря, "наезд", с масками и прочими атрибутами такого рода "шоу", - сообщил Митрохин. - После того, как к нам обратились представители руководства Центра, мы обращались с прокуратуру и другие инстанции, но получили ответ, что в этих действиях не усматривается нарушений и нет оснований для прокурорского реагирования".

Разновидностей рейдерства немало, отметил депутат, так же, как и обращений по этому поводу, поступающих в столичный парламент. В современной России есть собственность, но не сформирован институт собственности. Нет четкой нормативно-правовой базы, защищающей собственников, в том числе и в их коммерческой деятельности. Есть точка зрения, согласно которой рейдерство полезно, так как якобы ликвидирует неэффективные предприятия, но если мы встанем на эту точку зрения, то вынуждены будем признать, что цель оправдывает средства и фактически оправдать криминальные силовые захваты, подчеркнул Митрохин. "Мы не можем с этим согласиться и считаем, что необходимо провести четкую границу между добросовестными и недобросовестными поглощениями, определить понятие "недружественный захват предприятия", ввести его в юридический оборот. На сегодняшний день такое понятие формально отсутствует. Кроме того, необходимо создать общегосударственный реестр акционеров и центральный национальный депозитарий публичных акционерных обществ, с тем, чтобы эффективнее защищать права собственников", - добавил депутат. Кроме того, по его словам, помимо рыхлости и несовершенства законодательной базы, рейдерству способствует коррупция чиновников и правоохранительных органов, которая существенно облегчает деятельность захватчиков: ведь на каждом документе должна стоять подпись некоего должностного лица. В связи со всеми этими обстоятельствами необходима широкая общественная дискуссия с тем, чтобы в итоге выработать поправки в административное и уголовное законодательство, ужесточающее наказания для организаторов недружественных захватов и в принципе пресекающие возможности для этого. По мнению Сергея Митрохина, возможно, целесообразно принятия отдельного федерального закона.

По словам Александра Чернявского, понятие "рейдерство", действительно, не существует официально в российской юридической практике, в отличие от мировой, и этот пробел необходимо устранить. Главная причина существования подобного явления - спрос на объекты недвижимости, приобретенные таким криминальным способом; соответственно, появляется и предложение. В 1990-е гг. сложился целый слой специалистов не недружественным поглощениям и, появившись на рынке и получив финансовую поддержку, они активно применяют свои "навыки" сегодня. Вторая причина - наличие средств на рынке; немало крупных состоятельных структур не прочь расширить свой бизнес подобным способом. Напротив, многие предприятия, становящиеся объектами захвата, не имеют достаточных сил и средств для обеспечения адекватной защиты. А отсутствие упомянутого единого реестра акционеров еще более облегчает рейдерам их задачу, констатировал юрист.

Юрий Васильев отметил, что российское рейдерство резко отличается от западного, хотя подобное явление является общемировым. Рынок слияний и поглощений в России намного более криминализован. Что касается возможных схем защиты, то, хотя каждый случай захвата уникален, существует ряд общих механизмов. Первое направление - юридическая оборона, когда выстраивается четкая схема управления предприятия, существование чистой и прозрачной истории приватизации". Второе направление - социальные меры: работа с трудовым коллективом, а также с профсоюзами, бывшими сотрудниками и пенсионерами предприятия, обладающими акциями предприятия. Необходимо формирование позитивного имиджа предприятия, занятия благотворительностью, работа со СМИ и хорошие связи с местными регистрирующими органами. Финансовая оборона - четкая налоговая и финансовая отчетность; при том. что нет предприятий без нарушений в финансовой сфере, нельзя дат возможность рейдерам воспользоваться ими. Необходимо аккуратное обращение с кредиторской и дебиторской задолженностью. Имеют значение и административные меры: при этом стоит учитывать, что этот вопрос достаточно проблематичен, в связи с упоминавшимся высоким уровнем коррупции. Имеют значение и чисто практические меры - надежная и эффективная охрана здания, которое может стать объектом силового захвата, так как, по словам Васильева, в большинстве случаев рейдеров интересует не производство, не интеллектуальная собственность, а именно недвижимость.

Вопросы рейдерства сегодня являются крайне злободневными для российского предпринимательского сообщества, и этому вопросу немало внимания уделяет РСПП, отметил директор департамента корпоративных отношений РСПП Александр Варварин. "Во многом это обусловлено принятием в 2006 году новой реакции федерального закона о несостоятельности и банкротстве; этим законом были созданы значительные препятствия для захвата чужого бизнеса с использованием процедуры банкротства. Утратив этот механизм, рейдеры переключились на использование несовершенств закона об акционерных обществах, арбитражно-процессуального законодательства и т.д., - пояснил Варварин. По его словам, недавно правительством была принята концепция развития корпоративного законодательства на период 2008 года, и одним из краеугольных камней является борьба с рейдерством. МЭРТ уже подготовило законопроект, который сейчас находится на обсуждении в федеральных органах исполнительной власти. Им вносятся поправки примерно в десяток законов, касающихся корпоративного предпринимательской деятельности, определяется ряд понятий, таких, например, как "корпоративный спор", закрепляется обязательная подсудность корпоративных споров, полномочия арбитражных судов, механизм информирования о корпоративном конфликте и т.д. РСПП поддерживает данный законопроект, констатировал Варварин. "Надеюсь, что законопроект будет внесен в Государственную думу, - добавил он. - Хотя понятно, что он вызовет много обсуждений и поправок, и рассчитывать на то, что он будет принят в ближайшие полгода - это маловероятно".

Пока же соответствующий закон не принят на федеральном уровне, отмечали депутаты МГД, Москва будет изыскивать возможности на уровне субъекта Федерации принять меры по противодействию рейдерству в сфере управления имуществом, землепользования и т.д. Как отметил Иван Новицкий, по итогам круглого стола фракция "Яблоко - Объединенные демократы" намерены выступить с законодательной инициативой в столичном парламенте.