Совместный проект ИА REGNUM и Медиалогии: Зарубежные производители автомобилей в материалах СМИ (июнь-август 2006 г.)
Адыгея, 9 октября, 2006, 11:25 — ИА Регнум. ИА REGNUM совместно с компанией "Медиалогия" провели исследование, цель которого - сравнить основных зарубежных автопроизводителей по частоте упоминаний и степени "благоприятствования" в российских СМИ. Отчет является результатом анализа информации из более 2500 открытых источников (печатные СМИ, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) за период с 1 июня по 31 августа 2006 года.
Анализ осуществлен на основе информационно-аналитической системы "Медиалогия". Система "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Система различает четыре типа объектов: - персоны, компании (организации, партии, движения), географические понятия, бренды. Автоматически в системе обрабатываются данные более чем по 25000 объектам. Определяется ряд параметров характеризующих с одной стороны характеристики сообщений СМИ, с другой стороны - характер освещения деятельности объекта в сообщении. Кроме того, функционал системы позволяет выявлять связи между объектами.
- 1. Статистика по компаниям
- Таблица.1.1 Количественные и качественные параметры информационного поля объектов
- Рис.1.1 Динамика количества сообщений СМИ
- Рис.1.2 Распределение сообщений по типам СМИ
- Рис.1.3 Топ-10 наиболее активных СМИ
- Таблица 1.2 Топ-10 регионов, где зафиксировано наибольшее количество сообщений
- Таблица 1.3 Топ-10 наиболее активных авторов
- Рис. 3.1 Сравнительная динамика сообщений СМИ
- Рис. 3.2 Сравнительная гистограмма активности СМИ
- Рис. 3.3 Сравнительная гистограмма активности центральных и специализированных печатных СМИ
- Рис. 3.4 Динамика Индекса Информационного Благоприятствования
- Рис. 3.5 Индекс Информационного Благоприятствования по СМИ
- Рис. 3.6 Матрица Информационного Благоприятствования
1.Статистика по компаниям
Таблица.1.1 Количество и качество упоминаний основных марок в СМИ
Объект
Всего сообщений СМИ
Конфликтных сообщений СМИ
Сообщений, в которых объект играет главную роль
Сообщений негативного характера
Сообщений позитивного характера
Сообщений с прямой речью
Сообщений с пересказом прямой речи
4747
206
184
13
67
22
58
3769
333
99
8
24
4
13
3432
91
365
56
57
85
174
2930
91
329
30
30
53
75
2729
38
273
6
32
66
89
2681
102
155
8
44
24
35
2323
57
156
13
35
25
45
1664
24
64
5
22
8
19
1565
91
68
0
22
6
13
1505
68
57
2
27
11
10
1296
58
96
2
21
15
29
1185
22
82
7
43
5
9
929
33
72
4
6
16
25
881
29
58
7
31
5
8
868
9
2
0
1
0
0
844
37
22
2
9
0
4
774
15
49
1
18
8
10
631
19
0
0
0
0
0
631
11
0
1
0
0
0
624
33
20
3
7
0
2
613
8
2
0
3
0
0
580
9
35
1
10
3
8
572
9
0
0
0
0
0
500
15
1
0
0
0
0
437
6
0
0
0
0
0
371
3
1
0
0
0
1
321
3
0
0
0
0
0
134
1
0
0
0
0
0
86
0
0
0
0
0
0
65
1
0
0
0
0
0
28
0
0
0
0
0
0
24
0
0
0
0
0
0
Рис.1.1 Динамика количества сообщений СМИ
Рис.1.2 Распределение сообщений по типам СМИ
Рис.1.3 Топ-10 наиболее активных СМИ
Таблица 1.2 Топ-10 регионов, где зафиксировано наибольшее количество сообщений
Регион
Кол-во сообщений
15543
1349
622
530
526
386
372
295
288
252
Таблица 1.3 Топ-10 наиболее активных авторов
Автор
Издание
Кол-во сообщений
Бизнес
79
УралПрессИнформ, Челябинск
55
Бизнес
38
Газета
37
Коммерсант
37
Известия
30
Ведомости
23
ВСЛУХ.РУ, Тюмень
22
ИА Тюменская линия
22
Ведомости
20
Таблица 2.1 Рейтинг по количеству сообщений СМИ
Позиция объекта в текущем периоде
Перемещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодом
Объект
Кол-во сообщений
0
Toyota
4747
0
Mercedes
3769
2
Ford
3432
3
Nissan
2930
1
Renault
2729
-3
BMW
2681
-3
Volkswagen
2323
0
Honda
1664
2
Mitsubishi Motors
1565
-1
Audi
1505
1
Volvo
1296
-2
Hyundai
1185
3
Peugeot
929
-1
KIA
881
4
FIAT
868
-1
Opel
844
0
Mazda
774
3
Chrysler
631
-4
Skoda
631
-1
Daewoo Motor
624
0
Porsche
613
3
Citroen
580
4
Jaguar
572
0
Land Rover
500
1
Subaru
437
-3
Suzuki
371
1
SAAB
321
1
Alfa Romeo
134
2
MG Rover
86
0
Seat
65
1
Lancia
28
1
Daihatsu Motor Company
24
Таблица 2.2 Рейтинг по Индексу Информационного Благоприятствования
Позиция объекта в текущем периоде
Перемещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодом
Объект
Индекс Информационного Благоприятствования
0
Toyota
1 529,36
5
Renault
1 251,43
0
Mercedes
1 157,63
0
BMW
1 143,69
-3
Volkswagen
1 012,54
0
Nissan
1 011,55
-2
Ford
923,18
11
Hyundai
627,83
-1
Audi
568,77
0
Volvo
565,36
-2
Mitsubishi Motors
542,58
1
Peugeot
459,58
-2
Honda
448,22
2
KIA
421,39
-1
Opel
364,83
-4
Mazda
336,23
1
Citroen
291,86
-1
FIAT
281,09
2
Chrysler
186,15
-5
Skoda
176,52
-1
Porsche
159,82
4
Jaguar
142,02
9
Daewoo Motor
138,41
-1
Land Rover
131,8
-1
SAAB
88
-4
Suzuki
78,42
-2
Subaru
78,41
-1
Alfa Romeo
34,61
0
MG Rover
19,14
-2
Seat
12,12
-1
Lancia
6,91
-1
Daihatsu Motor Company
6,23
Второе место в рейтинге по количеству сообщений и третье в рейтинге по Индексу информационного благоприятствования занял концерн Mercedes. Наиболее активно СМИ освещали такие события, как начало производства нового CLK DTM AMG Cabriolet, планы группы "Автолайн" по закупке 100 автобусов Mercedes-Benz Sprinter, продажа германо-американским концерном DaimlerChrysler AG в России в 1-м полугодии 2006 г более 4 тысяч легковых автомобилей и внедорожников марки Mercedes-Benz, программа ММБ и компании "Авилон" по предоставлению кредитов на покупку новых автомобилей Mercedes-Benz А, С и Е класса, а также намерение MercedesBenz существенно увеличить свой пакет в гоночной команде McLaren. Сообщения об этих событиях в целом позитивно сказались на информационном имидже компании.
Второе место в рейтинге по Индексу информационного благоприятствования занял концерн Renault. Улучшение информационного имиджа компании произошло под влиянием таких событий, как увеличение в 3 раза продаж автомобилей Renault в РФ в 1-м полугодии 2006 года, а также планы руководства компании по развитию бизнеса, в том числе, дальнейшему увеличению производства и заключению стратегического альянса с "Дженерал моторс".
На третьем месте в рейтинге по количеству сообщений находится концерн Ford. Наибольший интерес СМИ вызвали планы концерна по переходу от "отверточной" к промышленной сборке автомобилей в России, подписание соглашения с МЭРТ РФ о переходе в режим промышленной сборки автомобилей на заводе в Ленинградской области, проект по увеличению его мощности до 73 тысяч автомобилей в год, рост продаж автомобилей Ford в России в первом полугодии 2006г. на 87%, планы по продаже в РФ в 2006 году порядка 100 тысяч автомобилей и инвестирования в выпуск новых моделей автомобилей в России до $250 миллионов, а также проект инвестирования в 2006-2012гг. 9,2 млрд долл. в экономику Мексики. Вместе с тем, сообщения о том, что Ford закончил второй квартал 2006 года с чистым убытком, отзывает 1,2 млн. машин из-за опасений, что их двигатели могут воспламениться, а также проводит реструктуризацию, сопровождаемую закрытием ряда заводов и масштабным сокращением персонала, негативно сказались на информационном имидже концерна и не позволили ему войти в тройку лидеров по информационному благоприятствованию.
3. Статистика тройки компаний-лидеров
Рис. 3.1 Сравнительная динамика сообщений СМИ
Рис. 3.2 Сравнительная гистограмма активности СМИ
Рис. 3.3 Сравнительная гистограмма активности центральных и специализированных печатных СМИ
Рис. 3.4 Динамика Индекса Информационного Благоприятствования
Согласно данным, представленным на Рис.3.4, в течение большей части исследуемого периода СМИ в целом позитивно оценивали деятельности Mercedes, Toyota и Ford. Вместе с тем, 21 июля зафиксировано падение Индекса Информационного Благоприятствования концерна Ford.
Рис. 3.5 Индекс Информационного Благоприятствования по СМИ
Как видно на Рис.3.5, большинство СМИ в целом позитивно оценивали деятельность компаний-лидеров по количеству сообщений. Исключение составили сообщения на телеканале Euronews от 21 июля, где акцентировалось внимание на том, что американский автостроительный концерн Ford закончил второй квартал 2006 года с чистым убытком, а также проводит реструктуризацию, сопровождаемую закрытием ряда заводов и масштабным сокращением персонала.
Рис. 3.6 Матрица Информационного Благоприятствования
Система анализа и мониторинга "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Функционал системы позволяет также выявляет связи между объектами. Система различает четыре типа объектов: юридическое лицо, физическое лицо, географическое название; бренд. Любой объект в системе можно найти как по названию, так и по отраслевой принадлежности.
Динамика сообщений СМИ
Динамика информационного поля иллюстрирует изменение интенсивности информационного поля объекта. По характеру кривой можно определить периоды повышенного интереса СМИ к объекту и, напротив, периоды, когда объект оказывался вне поля зрения СМИ. Чем выше расположена кривая, тем больше сообщений с упоминанием объекта вышло за определенный отрезок времени. Сравнительная динамика информационного поля нескольких объектов позволяет сопоставить активность их освещения в СМИ за заданный период.
Региональное распределение сообщений СМИ
Региональное распределение сообщений с упоминанием объекта показывает, в каких регионах России объект находится в центре внимания СМИ. Большое количество сообщений об объекте в СМИ региона указывает на активность объекта в данном регионе.
Распределение сообщений по типам СМИ
Гистограмма показывает степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности объекта за определенный период времени. Соответственно, на основании данных гистограммы можно сделать выводы о степени влияния различных типов СМИ на формирование информационного поля объекта в заданный период. Чем длиннее столбец гистограммы, тем большее количество сообщений об объекте зафиксировано в этом типе СМИ.
Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ
Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ ранжирует их в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминается объект. Количество сообщений об объекте, как правило, обусловлено активностью его деятельности или указывает на наличие конфликтной ситуации, что и вызывает интерес СМИ к объекту.
Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде.
Индекс информационного благоприятствования
Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании "Медиалогия". Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. "Позиция" издания СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории издания. Принимается во внимание так же мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.
Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень "яркости" объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Во-первых, учитывается "роль" объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Во-вторых, принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. В-третьих, учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.
Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминается объект. Значение Индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение Индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.
Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования
Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования (ИИБ) ранжирует объекты, учитывая количественную и качественную составляющую их информационной активности.
Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде. В четвертой колонке рейтинга указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга "Медиалогия".
Динамика Индекса Информационного Благоприятствования для объекта
Анализ динамики индекса ИИБ на протяжении некоторого периода позволяет комплексно оценить информационную работу объекта. Индикатором в данном случае служит поведение кривой на графике. В идеале кривая не должна иметь резких изгибов, и конечно не должна заходить в отрицательную область графика. "Падение" кривой до отрицательной области регистрирует наличие негативных сообщений в СМИ по отношению к объекту. Если кривая остается в нулевой области графика, то это может иметь, по крайней мере, две причины: во-первых, может быть так, что объект не получает оценок в материалах СМИ, то есть сообщения остаются на фактуальном уровне. Во-вторых, это может быть связано с низкой информационной активностью самого объекта.
Распределение Индекса Информационного Благоприятствования по СМИ
Гистограмма, показывающая распределение индекса ИИБ по СМИ, иллюстрирует степень участия того или иного источника (издания) в формировании позитивного или негативного имиджа объекта. Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением Индекса Информационного Благоприятствования (ИИБ). СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения Индекса Информационного Благоприятствования для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).
Матрица Информационного Благоприятствования для группы объектов
Матрица Информационного Благоприятствования построена в двух координатных осях: по горизонтальной оси откладывается количество сообщений об объекте, по вертикальной оси откладывается значение индекса ИИБ для объекта. Положение объекта на Матрице Информационного Благоприятствования (МИБ) моделирует ситуацию в медиа-пространстве. Пространство матрицы МИБ подразделяется на четыре зоны: выше и ниже среднего значение индекса ИИБ; левее и правее границы среднего количества сообщений. Положение объекта выше уровня среднего индекса ИИБ означает преобладание благоприятных для формирования позитивного имиджа объекта материалов в СМИ. Позиция объекта ниже среднего уровня индекса ИИБ может означать либо преобладание нейтральных по отношению к имиджу объекта сообщений СМИ, либо наличие негативных материалов. Таким образом, наиболее выгодная для объекта область на матрице- это верхняя левая часть матрицы: здесь максимальный положительный эффект достигается при минимуме сообщений. Следует также отметить, что наличие большого количества сообщений указывает на высокий уровень публичности объекта, что будет отражаться на матрице попаданием объекта в крайнюю правую часть матрицы. Граница значимости, обозначенная на матрице, отделяет качественно и количественно несравнимые объекты. То есть сравниваемые по информационной активности объекты должны находится в одной "весовой категории", как по количеству информационных сообщений, так и по их качественному содержанию.