17 сентября в Международном пресс-центре в Тирасполе состоялась итоговая пресс-конференция международных наблюдателей, на которой были зачитаны выдержки из предварительного заключения международных наблюдателей по итогам мониторинга референдума. Корреспондент ИА REGNUM получил полный текст заключения:

Предварительное заключение группы международных (иностранных) наблюдателей по результатам мониторинга референдума Приднестровской Молдавской Республики 17 сентября 2006 года

Мы, группа международных (иностранных) наблюдателей, представляющие неправительственные организации различных стран мира, провели наблюдение за организацией и проведением республиканского референдума в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) 17 сентября 2006 года.

В своей деятельности мы руководствовались принципами объективности, открытости, справедливости и беспристрастности, закрепленными в Кодексе поведения международных наблюдателей, принятом Организацией Объединенных Наций в 2005 году, а также в других международно-правовых документах.

В течение дня голосования международные (иностранные) наблюдатели посетили более 20 % участков из числа образованных на территории Республики. Свои наблюдения и замечания международные наблюдатели заносили в персонализированные опросные формы.

В голосовании в соответствии с национальным законодательством приняли участие граждане ПМР, которым на день голосования исполнилось 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, что соответствует принятой в мировой практике регламентации принципа всеобщего избирательного права.

Все участки для голосования открылись в соответствии с Избирательным Кодексом Приднестровской Молдавской Республики не позднее 7.00. По нашим данным, не было ни одного участка, где по каким-либо причинам голосование не проводилось. Избирательные комиссии были укомплектованы и обеспечены необходимой документацией и материалами. На участке № 189 (с.Парканы, Слободзейского района) было отмечено отсутствие перечня документов, удостоверяющих личность, утвержденного ЦИК ПМР.

Информационные материалы для избирателей присутствовали в помещениях для голосования на всех участках. После критических замечаний международных наблюдателей, прозвучавших 15 сентября, практически на всех участках была размещена информация на трех государственных языках Республики, что позволило обеспечить полное информирование избирателей. Отсутствовали информационные материалы на трех государственных языках на избирательных участках № 194 (с.Суклея, Слободзейский район), 177 (с.Карагаш, Слободзейского района).

Ни на одном из посещенных международными наблюдателями участков не выявлены факты вмешательства в работу избирательных комиссий административных либо правоохранительных органов.

Ни одному наблюдателю не было отказано в получении информации о процессе голосования.

Ни давления, оказываемого на избирателей, ни их запугивания международные наблюдатели не выявили.

Процедуры голосования исполнялись в точном соответствии с Избирательным Кодексом Приднестровской Молдавской Республики. В первой половине дня 17.09.2006 г. в Тирасполе на участке № 218 были замечены агитационные материалы, которые после указания на это правонарушение, незамедлительно были сняты председателем комиссии.

Общее замечание, которое отмечалось всеми наблюдателями: участки не были оборудованы вспомогательными средствами для инвалидов. Поэтому избирательные комиссии для лиц, неспособных подняться на ступеньки избирательного участка, по их заявкам выносили переносную урну прямо на крыльцо избирательного участка.

Отмеченные международными (иностранными) наблюдателями замечания и нарушения в целом не влияют на свободное волеизъявления граждан Приднестровской Молдавской Республики и позволяют достаточно достоверно установить результаты референдума.

На основе проведенного наблюдения международные (иностранные) наблюдатели пришли к общему заключению о том, что состоявшийся референдум соответствовал национальному законодательству, общепризнанным принципам и нормам организации и проведения демократических выборов, большинство из которых равно применимо и к демократическим референдумам.

Такая наша оценка основывается на следующих выводах:

1. Назначение, подготовка и проведение референдума осуществлены на основе Конституции ПМР и в соответствии с Избирательным кодексом ПМР.

2. В ходе референдума нарушений принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании не выявлено.

Фактов прямых или косвенных ограничений права на участие в референдуме в зависимости от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не зафиксировано.

Участие избирателей в референдуме было организовано на равных основаниях. Избиратели участвовали в голосовании непосредственно и лично, голосовали "за" или "против" вопросов, вынесенных на референдум, непосредственно. Голосование осуществлялось в надлежащим образом оборудованных кабинах для тайного голосования, что обеспечило соблюдение принципа тайного голосования и требования о недопустимости контроля за волеизъявлением избирателя.

3. В ходе референдума соблюдались принципы свободных и справедливых выборов (применительно к референдумному процессу).

Мы убедились, что гражданам в достаточной степени была обеспечена возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в референдуме в допускаемых законом формах и законными методами, и созданы равные правовые условия участия в референдуме.

Законодательством ПМР предусмотрен механизм защиты избирательных прав граждан, в том числе судебной, который оценен нами как действенный и позволяющий гражданам защитить свои права в случае их нарушения в ходе кампании референдума. 4. Принцип открытости и гласности референдума в достаточной степени реализован. Информация, в том числе официальная, о референдуме была доступна всем заинтересованным лицам.

ЦИК ПМР аккредитовала всех международных (иностранных) наблюдателей, изъявивших желание принять участие в мониторинге референдума. Обеспечивались их статус и полномочия, предусмотренные международными документами.

5. Принцип проведения выборов избирательными органами (избирательными комиссиями) в полной мере реализован. Организация референдума ПМР и обеспечение избирательных прав граждан на всей территории республики осуществлялись избирательными комиссиями (во главе с постоянно действующей Центральной избирательной комиссией ПМР), действующими в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством, самостоятельно и независимо. Фактов влияния на их деятельность со стороны органов государственной власти ПМР и органов местного самоуправления не зафиксировано.

Данное Заключение открыто для присоединения всех, кто разделяет наши оценки и выводы.

Представители групп международных (иностранных) наблюдателей:

От Российского общественного института избирательного права (Россия) Игорь Борисов

От Центрально-Европейской группы политического мониторинга (Германия) Tatjana Reznik

От Международного экспертного Центра Избирательных Систем /ICES/ (Штаб-квартира - Израиль) Alexander Gerand

От Международной организации по наблюдению за выборами "CIS-EMO" Алексей Кочетков

От "Общеевропейского евразийского движения" ("EURASIA MOVEMENT") Stephanо Vernole

От "Движения в поддержку демократии во Франции" (MEDD in France) Jean-Pierre Vandersimmsen

От PCN-NCP (Paris, France) Fabrice Beaur

От правозащитной организации "Аджута Чивес" (Молдова) Андрей Лукьян

От Независимого Правозащитного центра Гагаузии (Республика Молдова) Алла Федористова

От Международной общественной организации "Patria Moldova" Андрей Цэрнэ

От Международной общественной организации "Гагаузлар" Николай Телькиз