Заседание рабочей группы Москомнаследия, посвященное вопросам реставрации и реконструкции данного исторического комплекса Теплых торговых рядов в Китай-городе состоялось 25 августа. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, к участию в заседании были приглашены представители прессы и общественности.

Ситуация вокруг Теплых торговых рядов привлекла внимание общественности после акции, проведенной вечером 22 августа сообществом сайта "Москва, которой нет". Активисты борьбы в защиту памятников архитектуры столицы забили тревогу, обнаружив груду кирпичей на месте части одного из двух корпусов, предназначенных под реконструкцию. Напомним, инвестиционный проект, реализуемый холдингом "Интеко", предполагает строительство пятизвездочной гостиницы, в коплекс которой будут включены фрагменты подлинных построек Теплых рядов. Большая же часть исторических зданий предполагается разобрать с тем, чтобы в рамках нового строительства воссоздать только их фасадную стену.

Перед собравшимися на стройплощадке выступили руководитель творческого коллектива по реставрации Теплых рядов, главный архитектора института "Спецпроектреставрация", вице-президент Академии реставрации Виктор Виноградов и недавно назначенный новый глава Комитета по культурному наследию г. Москвы (Москомнаследия) Валерий Шевчук.

Публикации в прессе о том, что имеет место "снос" здания-памятника Виктор Виноградов назвал клеветой. "Происходит возбуждение общественного мнения, и политики используют это в борьбе против правительства Москвы", - заявил он.

Как сообщил Виктор Виноградов, разрушение одного из зданий Теплых торговых рядов по Богоявленскому переулку стало результатом самообрушения. Причиной послужил редкий строительный дефект - слабость кладки ввиду отсутствия сцепления между кирпичом и связующим известковым раствором. К сожалению, отметил он, этот дефект невозможно исправить даже современным методом инъекции цементного раствора, который также не схватывается с кладкой. В качестве доказательства серьезности ситуации он продемонстсриовал томограммы напряженного состояния кладки, свидетельствующие об аварийном состоянии обоих корпусов Теплых рядов.

"Месяц назад здесь произошло аварийное обрушение, - рассказал Виноградов. - Это произошло в выходной день. Никого из проектировщиков и из органов охраны памятников не было, и заказчик, который осуществляет технический надзор, принял решение для того, чтобы не создавать аварийных ситуаций для рабочих, сделать фрагментарную разборку с участием строительной техники. После этого прошли соответствующие совещания, на которых было принято решение ускорить процесс оформления документов, обеспечивающих правовую ситуацию при разборке аварийных участков здания. Такие документы тоже переданы в Москомнаследие".

По словам Виктора Виноградова, несмотря на то, что частичное аварийное обрушение конструкций одного из корпусов произошло еще месяц назад, его следы до сих пор не убраны, так как в настоящий момент Москомнаследием еще официально не согласован проект реставрации и реконструкции зданий, который предусматривает разборку большей части корпусов, включая ту, где произошло обрушение. Составлению актов о техническом состоянии зданий с целью получения разрешение на проведение ручной разборки и было посвящено данное совещание.

Виктор Виноградов также подробно рассказал об истории реконструкции Теплых рядов. "В середине 90-х годов, за это здание взялся Сбербанк, - сообщил он. - Институтом Моспроект-2 в 1996 г. был выполнен проект реставрации. Уже тогда были технические заключения об аварийности здания и предлагалась разборка и строительство практически заново". Здание в то время еще не стояло на государственной охране. После того, как общественность поставила вопрос об этом, оно вошло в список выявленных объектов культурного наследия, в результате чего требования к Сбербанку как к застройщику повысились. Последовавший за этим дефолт в 1998 г. сделал проект экономически невыгодным для Сбербанка. Работы были прекращены, и в течение ряда лет здание оставалось практически безхозным. Его аварийное состояние ухудшалось, и правительство Москвы приняло решение сменить пользователя, после чего объект выкупил холдинг "Интеко".

"Последовало уточнение списочного состава и предмета охраны, - сообщил Виктор Виноградов. - В качестве эксперта я подготовил этот вопрос по запросу заказчика и Главного управления охраны памятников истории и архитектуры г. Москвы (ныне Москомнаследие)". "Ситуация по техническому состоянию была такова, что здание подлежало очень серьезной разборке, или нужно было заключать его в сплошной корсет, - продолжил он. - Но любой инвестор, когда входит в такое сооружение, предъявляет новые функциональные требования. Если делать гостинично-деловой комплекс, естественно, нужны стоянки, какие-то надстройки и так далее. Когда возник вопрос о предмете охраны, эти вопросы много раз рассматривались на комиссии Москомнаследия. Я ставил вопрос так: мы, реставраторы, можем реставрировать практически все, независимо от технического состояния - вплоть до руин; но цена вопроса при этом, конечно, совершенно иная. В данном случае я предложил для обсуждения такой логический ход: мы делаем научную реставрацию зоны с полным воссозданием всех утраченных элементов на глубину восприятия этих зданий со стороны Богоявленского переулка и с Биржевой площади, а остальное по техническому состоянию мы фрагментарно с актированием будем разбирать и воссоздадим методами реставрации фасадную стенку. И тогда предмет охраны был определен именно в этой зоне реставрации".

"Фунциональное обновление этого здания требует сооружения гаража, лифтов, вертикальных связей, надстройки, которая будет давать дополнительные нагрузки, и здание, даже если мы его реставрируем, сможет выдержать эти нагрузки только при условии, если мы будем вставлять туда металлические каркасы. То есть вопрос не только в экономической целесообразности, но и в принятии конструктивных решений, - подчеркнул Виноградов, отвечая на вопрос о целесообразности разборки большей части исторического здания Теплых рядов. - В методике реставрации мы постоянно разбираем какие-то элементы аварийных конструкций, в том числе и подлинных. Но определяется это только органом охраны памятников, который несет всю ответственность за принятое решение".

Проектные предложения предусматривают сооружение под зданием подземного гаража и надстройку надземной части тремя этажами. Изменения не коснутся только той части обоих корпусов, которая просматривается с улицы. Эти части зданий предполагается сохранить и реставрировать. Что касается воссоздаваемой заново на основе обмерных чертежей фасадной стены на большей части объема зданий, то реставраторы предлагают использовать для ее облицовки подлинный исторический кирпич, а также восстановить живописные наружные галереи из чугуна, когда-то украшавшие фасады Теплых рядов.

Как сообщил Виктор Виноградов, на стадии предпроектных предложений данная концепция была одобрена Общественным градостроительным советом при мэре Москвы. Окончание работы над проектом и представление его на утверждение Москомнаследия ожидается, по его словам, в конце октября - начале ноября 2006 года.

"За это время я предложил заказчику следующий подход: для того, Чтобы двигаться в разработке проекта реставрации, необходимо провести натурные исследования и соответствующие раскрытия конструкций. При разработке первого проекта в 1996 году эти работы не были сделаны в полном объеме, - рассказал Виноградов. - Были проведены все защитные мероприятия, обеспечивающие сохранность предмета охраны. Они включают в себя буроинъекционные сваи на соответствующую глубину, которые укрепляют фундаменты по периметру, и отсечную стену, которая служит для того, чтобы реставрационные зоны не были затронуты при фрагментарной разборке тех элементов, которые потом будут воссоздаваться". По его словам, данные защитные мероприятия, касающиеся частей здания, являющихся предметом охраны, почти завершены, однако они, естественно, не коснулись других частей, где и произошло обрушение.

Завершая совещание, глава Москомнаследия Валерий Шевчук заверил собравшихся, что его ведомство заинтересовано в максимальной открытости своей деятельности и в интенсивных конструктивных контактах с прессой и общественностью. "Я обещаю, что мы будем приглашать прессу, - сказал он. - Я дал поручение раз в месяц собирать журналистов и информировать их о деятельности Москомнаследия, и попросил пригласить не только прессу, но и все молодежные движения, чтобы с ними работать". "Я того же поколения, что и вы, - обратился он к активистам сообщества "Москва, которой нет", присутствовавшим на совещании. - Мы готовы отвечать на самые острые вопросы".