В издательстве "Европа" (Москва) вышел сборник "Трагедия Литвы: 1941 - 1944. Сборник архивных документов о преступлениях литовских коллаборационистов в годы второй мировой войны". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сборник был подготовлен при поддержке некоммерческой организации Фонда содействия - "Свободная Европа".

В сборнике впервые опубликованы архивные документы о нацистских "фабриках смерти" в Понарах и других местностях Литвы. По документам прослеживается роль, которую играли в их создании и функционировании жители Литвы, перешедшие на сторону гитлеровцев. В предисловии к сборнику говорится: "Что же такого успела "натворить" советская власть в Литве всего за один год, с 1940 по 1941, чтобы заслужить такую ненависть литовцев, начавших кровавую бойню с приходом первых немецких солдат? Репрессии, аресты и депортации, национализация земли и собственности, конфискация имущества у зажиточных фермеров. Желание у "обиженных" поквитаться отчасти можно понять. Но разве таким образом? Ответ очевиден. То, что происходило в Литве, не поддается никакой логике. Поголовно истреблялись не только ненавистные советские и партийные работники и военнослужащие - "виноватые" в установлении советской власти в Литве, не только евреи, но и поляки, представители духовенства, душевнобольные, старики, грудные дети.... Литва превратилась в "фабрику смерти". И разбираться в причинах этого, похоже, должны не историки, а психиатры и психоаналитики.

Период немецко-фашистской оккупации Литвы и преступления местных коллаборационистов требуют ответственных политических оценок. Что представляли собой "борцы за независимость Литвы" из числа "шаулистов", членов "Литовского национального фронта", "Национальной трудовой гвардии" и "Литовской самообороны", ставших кадровой основой полицейских батальонов? Какую гражданскую позицию занимала национальная интеллигенция? Исследования на этот счет проводились, но, видимо, недостаточно...

Стремление партийных идеологов в советский период лишний раз не затрагивать тему масштабного соучастия приспешников нацизма в кровавых преступлениях против мирных жителей разных национальностей на территории Литвы, Белоруссии, Латвии, России и Польши привело к тому, что с начала 1990-х годов всплеск литовского национального самосознания включал в себя отчетливые нотки русофобии и антисемитизма. Порой казалось, что все может повториться вновь."

Среди материалов, вошедших в сборник - распоряжения гитлеровского командования относительно литовских "отрядов самообороны", документы советской разведки, протоколы допросов свидетелей и участников массовых расстрелов, проводившихся на территории Литвы, другие свидетельства трагических событий 1941-44 гг.