Государственная дума РФ сегодня, 17 марта, утверждает отчет правительства РФ по итогам исполнения федерального бюджета за 2004 год, передает корреспондент ИА REGNUM. Как сообщил заместитель генерального прокурора Сабир Кихлеров, число нарушений по всему спектру бюджетных отношений в 2004 году составило почти 60 тысяч, для сравнения в 2003 году - 33 тыс. Более 8 тысяч человек, среди которых руководители бюджетных организаций, привлечены к уголовной ответственности.

Среди нарушений были названы введение платежей, не установленных федеральным законодательством (в Брянской области, Камчатке, Калужской области, Бурятии), предоставление кредитов без проверки финансового положения заемщиков или с учетом имущества с очень низкой ликвидностью, которое фактически нельзя реализовать. В частности, в Пермской области зафиксированы случаи предоставления кредитов вообще без обеспечения обязательств возврата. Хронический характер, по словам Кихлерова, носят нарушения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Зачастую они проводятся без конкурсов и сопровождаются взлетом цен и прямыми потерями бюджета субъекта (Ростовская область, Удмуртия, Пензенская, Кировская области).

"Вечнозеленой темой" назвал замгенпрокурора нецелевое расходование бюджетных средств, наблюдаемое в Москве, Хабаровском, Приморском краях, Амурской, Читинской и других областях. Кихлеров привел пример Республики Мордовия, где в 2004 было выпущено 36 распоряжение республиканского правительства, согласно которым средства Территориального дорожного фонда в размере 603 млн. рублей были направлены совершенно на другие цели. Впрочем, по требованию прокуратуры эти средства были возвращены в фонд.

Одно из громких дел в части преступлений, связанных с нелелевым расходованием бюджетных средств - дело бывшего заместителя губернатора Красноярского края Валерия Суладзе. Ему вменялось вину то, что 115 млн. рублей из бюджета были израсходованы нецелевым образом. В результате Суладзе лишен свободы на 7 с половиной лет.

Отвечая на вопрос, когда наступит изменение в сфере соблюдения бюджетной дисциплины, Кихлеров сказал, что в России никогда не было традиции соблюдения бюджетного законодательства. "Если не будет сильного внешнего и внутреннего контроля, такая традиция и не укоренится, а контроля сильного нет", - сказал он. Замгенпрокурора отметил, что действующее законодателтство не регламентирует финансовый контроль ни регионов, ни муниципалитетов, соответственно оставляя это на усмотрение регионов и местного самоуправления. "А их законотворческие способности известны", - сказал он.