Правозащитники: прокуратура тормозит развитие правового государства
Москва, 12 января, 2006, 14:15 — ИА Регнум. Сегодня, 12 января, Межрегиональная Ассоциация "АГОРА" подвела итоги 2005 года по ситуации с нарушением прав человека сотрудниками органов прокуратуры в нескольких регионах России.
Как показал анализ дел, находящихся в производстве Ассоциации и ее партнерских организаций в регионах, все процессуальные решения отменялись в виду неполноты проведенной проверки либо предварительного следствия. Именно на это ссылались суды и вышестоящие прокуроры при признании незаконными и отмене соответствующих постановлений следователей, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ассоциации. Всего было проанализировано более 60 прокурорских постановлений 2005 года об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и приостановлении производства по делу.
Наиболее яркими примерами этой негативной практики могут служить такие дела, как материалы проверки по факту смерти в Казани Николая Шадрина (дело находится в производстве Правозащитного Центра города Казани -ИА REGNUM). Осмотр места происшествия прокуратурой был проведен по истечении 12 месяцев после случившегося. Результаты исследования крови потерпевшего о степени алкогольного опьянения приобщены к материалам проверки через 18 месяцев и только после обращения адвоката в бюро судмедэкспертизы, руководитель которого обнаружил, что все это время документы находятся в учреждении, так как следователь прокуратуры их не истребовал.
В Чебоксарах школьники Яковлев и Давыдов заявили в прокуратуру об их избиении двумя милиционерами, которыми руководил подполковник милиции в форме (дело в производстве чувашской правозащитной организации "Щит и меч" - ИА REGNUM). Ни исполнители, ни организатор избиения к уголовной ответственности привлечены не были. Незаконный и впоследствии отмененный отказ в возбуждении уголовного дела в отношении подполковника был принят спустя 5 месяцев после инцидента.
В Самаре по факту избиения милиционерами Александра Лашманкина (дело в производстве Самарского Правозащитного Центра - ИА REGNUM) прокуратура четырежды отказывала в возбуждении уголовного дела, под копирку переписывая предыдущие постановления. Только вмешательство правозащитников привело к возбуждению уголовного дела.
В Йошкар-Оле уголовное дело в отношении милиционеров за пытки граждан Аплекаева и Даровских прокуратура возбудила после четырехкратного отказа и прямых указаний суда на незаконность одного из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Дело находится в производстве правозащитной организации "Человек и закон".
В Чите прокуратура возбудила дело об избиении сотрудниками убойного отдела бизнесмена Марий спустя 20 месяцев после беспрерывных настойчивых жалоб пострадавшего. Юристам Читинского правозащитного центра потребовалось инициировать в Чите проверку по линии Генеральной прокуратуры России для принятия законного решения.
Аналогичная порочная практика была выявлена Туймазинским отделением Фонда "Международный стандарт" в органах прокуратуры Башкортостана. В том числе следствием этого стало отстранение от должности прокурора башкирского города Октябрьский. Одним из видов неполноты проверок и следствия является "обход" проверки законности действия милицейского руководства. При проверке заявления о пытках прокуратура практически никогда не дает оценки действиям и роли начальства милиции. Такой подход сотрудников прокуратуры в борьбе с незаконными действиями сотрудников милиции можно назвать избирательным.
В рамках уголовного дела по факту пыток и смерти Ильмира Хайдарова в Актюбинском отделе милиции Азнакаевского ГРОВД Татарстана (дело в производстве Правозащитного Центра города Казани) привлечены к уголовной ответственности двое сотрудников милиции. Один из них в момент совершения преступления исполнял обязанности руководителя отдела милиции. Однако за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к ответственности привлечен не был. Более того, совместно с замначальника Азнакаевского ГРОВД, являющегося его родственником, после совершения преступления предпринял действия, направленные на устранение признаков преступления: давление на свидетелей, фальсификация доказательств, служебный подлог и заведомо ложное обвинение свидетеля в совершении тяжкого преступления с целью уклониться от ответственности. Никто из руководства Азнакаевского ГРОВД, а равно должностные лица прокуратуры города Азнакаево, обязанные осуществлять надзор за деятельностью органов внутренних дел, к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены не были.
Прокурорскими работниками систематически игнорируется указания вышестоящих прокуроров и суда. В ходе анализа ряда дел была выявлена порочная практика прямого злостного игнорирования судебных решений, созданная прокурорскими работниками. Подобные факты установлены в деятельности прокурорских работников в Марий Эл, Татарстане и Читинской области. Тщательность, принципиальность и полнота прокурорского надзора за нарушениями законности со стороны третьих лиц возможны лишь при условии исключительно высоких требований выполнения законных указаний вышестоящего прокурора и суда к себе самим. Правозащитники убеждены, что не может прокурор требовать от других того, чего не выполняет сам.
Такая ситуация, прямо нарушающая конституционные права граждан, влечет за собой и другие негативные последствия: падение авторитета судебной власти в глазах обычных граждан, пренебрежительное отношение к судебным актам. Кроме того, в конечном итоге это приводит и к частным, "систематическим" обращениям граждан в суды фактически по одному и тому же вопросу. Примером такого нарушения является дело несовершеннолетних Головина и Пашкова, избитых сотрудниками убойного отдела УВД Читинской области. В течение 20 месяцев по делу было принято более 10 незаконных процессуальных решений. Это притом, что преступники были изначально известны.
По делу о нарушении прав казанца Сулейманова два судебных решения о признании незаконными постановлений о прекращении уголовного дела были исполнены районным прокурором. В первом случае, спустя девять месяцев. Во втором - спустя полтора месяца с момента вступления в законную силу постановлений суда. Недостатки же, указанные судом, не устранены до сегодняшнего дня, при этом следует заметить, что с момента совершения преступления прошло уже более 60 месяцев. Многочисленные нарушения со стороны должностных лиц прокуратуры вынуждают граждан обращаться с жалобами на соответствующих прокуроров. В Татарстане и в Читинской области по 12 делам выявлена незаконная практика направления жалоб граждан на прокурора района этому же прокурору для рассмотрения по существу.
Факты свидетельствуют и об отсутствии в прокуратуре субъектов России надлежащего прокурорского надзора за процессуальной деятельностью нижестоящих должностных лиц самой прокуратуры. В ходе анализа правозащитники выявили целый массив процессуальных решений должностных лиц прокуратуры, отмененных впоследствии как незаконные и необоснованные. По мнению правозащитников, поскольку отсутствует практика привлечения должностных лиц прокуратуры к ответственности за нарушение закона при вынесении процессуального решения, в прокуратурах Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Самарской области, Республики Татарстан, Читинской области создана порочная атмосфера терпимости к многочисленным, зачастую безграмотным и формальным процессуальным решениям прокуроров и следователей.
Попытки же граждан добиться привлечения к ответственности должностных лиц прокуратуры, принявших незаконные процессуальные решения, как правило, остаются без надлежащего разрешения. Руководители прокуратуры предпочитает ограничиваться предупреждением или указанием на недопустимость впредь подобных действий. В случае же злостных нарушений, допущенных сотрудником прокуратуры, практикуется его увольнение из прокуратуры по собственному желанию. Такие факты выявлены в прокуратуре республик Марий Эл и Татарстан.
"Результаты анализа с соответствующими предложениями Ассоциация направит в ближайшее время в Генеральную прокуратуру России," - говорит председатель Ассоциации "АГОРА", к.ю.н., Павел Чиков, - "С высокой степенью вероятности можно утверждать, что выявленные в прокурорском ведомстве системные недостатки, граничащие с беззаконием, распространены в органах российской прокуратуры повсеместно. Обязанность прокурора надзирать за исполнением законов всеми гражданами и организациями превратилась в произвольный выбор прокурора, кого и как наказать. В других случаях прокуратура, что обезьяна, которая не видит, не слышит и не говорит. Обязать прокурора выполнить надзорную функцию невозможно. При этом прокуратура в России - это исключительный ресурс профессиональных юристов, реально способных совершить прорыв в сторону правового государства. В ходе неминуемой реформы правоохранительной системы руководство страны просто обязано этот ресурс сохранить, грамотно его распределив. Прокуратуре же нужно лишь заново сформулировать миссию, сменить заведомо невыполнимую функцию "контроля над всем" на содействие суду в защите прав и свобод граждан".
Главный вывод правозащитников заключается в том, что российская прокуратура в существующем виде в настоящее время является основным тормозом в формировании в стране правового государства.
Межрегиональная Ассоциация правозащитных организаций "АГОРА" начала свою деятельность в октябре 2005 года. Ее учредителями выступили Правозащитный Центр города Казани, Читинский правозащитный центр и чувашская правозащитная организация "Щит и Меч". Анализу Ассоциации подверглись материалы 80 проверок и уголовных дел по фактам убийств, пыток, незаконного задержания и привлечения к уголовной ответственности в восьми регионах России. Благодаря действиям юристов Ассоциации "АГОРА" и партнерских правозащитных организаций, в 2005 году 15 прокурорских работников, включая заместителей прокурора и начальников отделов
- Гладков сообщил о подготовке к тяжёлой зиме и перебоям со светом и газом
- Забивший до смерти свою пятимесячную дочь в Люберцах мужчина оказался мигрантом
- Объявлены итоги международного хакатона по искусственному интеллекту
- В офисе Стармера не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow по РФ
- Россияне установили рекорд по сбору макулатуры