16 ноября Госдума ратифицировала договор о Государственной границе между Россией и Казахстаном, подписанный президентами в 1992 г. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в его поддержку проголосовали 312 депутатов, 47 высказались против и 2 воздержались. По мнению некоторых парламентариев из ЛДПР, фракции "Родина" (Народная воля - СЕПР), КПРФ, а также независимого депутата Владимира Рыжкова, ратификация договора не отвечает национальным интересам России и не решает проблем трансграничной преступности, нелегальной иммиграции, потоков наркотрафика в нашу страну.

Как сообщил депутатам представитель президента, посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Волков, "с августа 1999 г. продолжается работа по делимитации самой протяженной в мире сухопутной границы (ее длина составляет 7,5 тыс. км - ИА REGNUM) от исходной точки в начале Иголкинского канала до точки стыка России, Китая и Казахстана". Начальную точку морской границы можно будет обозначить только после определения статуса Каспийского моря, который зависит от воли пяти приграничных государств. Согласно действующим договорам России с Ираном, не предусматривается проведение морских границ, уточнил он.

По словам представителя президента, ни одна сторона не уступила другой ни одной части территории без адекватной компенсации. В частности, по просьбе губернатора Челябинской области Петра Сумина поселок Огнеупорный Кустанайской области Казахстана с населением более 700 человек площадью 520 км2 оказался в составе России. Взамен Россия передает Казахстану 520 га пустынных территорий. Удовлетворено аналогичное требование губернатора Оренбургской области, добавил Волков.

Депутаты Сергей Бабурин, Владимир Жириновский и ряд других посчитали, что России не надо торопиться ратифицировать документ, в котором больше заинтересован президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, чем российская сторона. "Вопрос не в охране границы: она могла охраняться и без юридического оформления. Также не будут охранять сейчас, как и до этого. Сейчас мы снимем ограничение на вступление Казахстана в любой военный блок", - сказал Бабурин. Ему возразил председатель международного комитета Константин Косачев: "Целостность России еще не предрешенный вопрос. Наши интересы - обеспечить безопасность граждан, которые в условиях отсутствия окончательного решения по южным границам будут постоянно испытывать проблемы трансграничной преступности, наркотрафика, нелегальной миграции".

"Ратификация договора о границе с Казахстаном не может способствовать решению проблем нелегальных мигрантов, наркотиков. Граница-то только на бумаге. В действительности нет ни пограничной линии, ни колючей проволоки. Сегодня на 10 км границы всего один пограничник. В поисках таможни можно проехать много километров и так и не найти ее. Если хотите решить все эти проблемы, надо заниматься обустройством границы", - сказал корреспонденту ИА REGNUM Виктор Илюхин (член комитета по безопасности, фракция КПРФ).

Комментируя ратификацию, Виктор Алкснис (член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, фракция "Родина" (Народная воля - СЕПР) заявил корреспонденту ИА REGNUM, что документ не предполагает выделение финансов из федерального бюджета на обустройство границы. "Мы получили 7,5 тыс. км, которые никак не обустроены: нет ни разделительной линии, ни технических средств, ни дорог вдоль границы, ни контрольно-следовой полосы. Для обустройства 1 км сегодня нужно 2-4 млн долл. Значит весь участок нам обойдется в 1 трлн руб. И о том, откуда взять эти деньги никто из правительства не говорит". Алкснис также высказал беспокойство в связи с проблемой железных дорог, так как Транссиб на протяжении 816 км проходит по территории Казахстана, а 313 км железных дорог этой страны пролегают по территории России. По мнению Жириновского, утверждение договора о границе создает угрозу для Транссиба в том случае, если к власти в Казахстане придет "казахский Ющенко или Саакашвили". "Это будет второй Калининград", - заявил вице-спикер от ЛДПР. Алкснис замечает, чтобы перевести железнодорожное полотно с территории республики "понадобятся еще миллионы долларов".

Депутат считает, что принятие договора было поспешным. Он напомнил о ратификации договоров о границах с Украиной и Литвой: "только ратифицировали, они сразу стали проевропейскими. Неопределенные границы держали Украину в подвешенном состоянии. Литва тоже до этого шла на уступки по транзиту с Калининградом, но после одобрения договора парламентом начала качать свою позицию".