В Чувашии продолжают комментировать так называемую реорганизацию ВГТРК. Свое мнение о сокращении эфирного времени регионального вещания на каналах телерадиокомпании ИА REGNUM высказали общественные деятели республики и представители чувашских диаспор из других регионов России.

Как отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заведующий отделом языкознания Чувашского государственного института гуманитарных наук Атнер Хузангай, он считает такое решение неразумным. "Я думаю, что сокращать местное вещание не нормально. Информационные ресурсы в селе и так минимальны. Единственным источником информации зачастую вообще являлось радио, а теперь и его практически нет. Мы говорим, что живем в обществе, где информация действительно важна. Мы хотим знать, что происходит в стране и мире. А так получается, что сельские жители вообще будут отрезаны от мира. Тем более многие из них не очень хорошо знают русский язык, им нужны передачи на родном языке. Живя в городе, я могу найти информацию, но сельские жители, не имеющие такой возможности, ничего не будут знать", - сказал он. По мнению Хузангая, сокращать вещание в целях экономии неразумно. "Если на всем будем экономить, может быть, скоро у нас не будет музеев, театров. Тогда мы вообще должны жить в другом обществе. Есть такие вещи, которые во всех государствах не бывают доходными. Но если мы хотим жить в нормальном обществе, то должны быть культурные учреждения, средства массовой информации, независимо от того, приносят они доход или нет", - отметил он.

По мнению Георгия Шушпанова, председателя исполкома Канаша (съезда) чувашей Республики Башкортостан, возникшие проблемы можно успешно решать только тогда, когда руководство республики и руководство телерадиокомпании проявляют истинную заинтересованность в том, чтобы национальные программы существовали. "Они пользуются большим успехом у тех народов, чье национальное искусство практически не транслируется по центральному телевидению и радиовещанию. Сократив вещание, мы лишим людей возможности сохранить свое самосознание, они начнут забывать, к какой национальности принадлежат. Это немыслимо, аморально", - считает Шушпанов. "Видимо, нам, национальным объединениям, нужно проявлять инициативу и выходить с предложениями и в Государственную Думу, и в правительство, - сказал он. - Я думаю, что люди, которые приняли такое решение, исходили отнюдь не из высоких побуждений. Их интересовали лишь рекламные возможности СМИ и доходы от этого. Но в погоне за материальным доходом, мы теряем наше национальное богатство, обедняем свое духовное состояние".

Отношение председателя Самарского областного чувашского культурного общества "Пехиль" Валентина Калмыкова к реорганизации ВГТРК также отрицательное: "Если средства массовой информации уходят из народных рук, добра ждать не приходится. То, что из четырех часов вещания на национальном языке оставили один час, это вообще беспредел. Такая программа нацелена на то, чтобы мир был однообразным, а он таким быть не должен".

Солидарен с коллегами и Константин Яковлев, председатель Чувашской национально-культурной автономии Республики Татарстан. "Мое личное мнение - это неправильное решение. ГТРК, которая существовала до сегодняшнего дня, давала возможность для развития национальных культур, - отметил он в интервью. - Мы могли выходить в эфир, приглашали журналистов на свои мероприятия, и люди получали информацию. Если этого не будет, то мы много потеряем. Люди не будут знать о тех мероприятиях, которые мы проводим на благо развития национальных культур. Дотации из бюджета должны существовать. Может быть, частично стоит передать эти каналы регионам, которые частично будут сами их финансировать. Мы, общественные организации, тоже могли бы в какой-то степени финансово помогать, чтобы выходить в эфир и рассказывать о своих мероприятиях".

Неправильным считает это решение и сопредседатель Московской чувашской национально-культурной автономии Владимир Бурмистров. "Нужно в принципе определить, какая будет вестись политика - на ассимиляцию или на сохранение разнообразия народов, - подчеркнул он. - В любом государстве человек должен быть свободен в выборе принадлежности или не-принадлежности к тому или иному народу, этносу. Но как человек может сохранять свою культуру, если его вообще лишат национального телевидения и радио?"