Пресс-конференция Владимира Путина. Стенограмма. Часть II
Москва, 23 декабря, 2004, 23:00 — ИА Регнум. А.ЖЕСТКОВ: Владимир Владимирович, Вам часто задают вопрос о свободе слова в России. Как Вы относитесь к попыткам регулировать Интернет в нашей стране? И вообще, как Вы считаете, есть ли проблема свободы слова в России или ее нет? И если есть, где этих проблем больше - в столице или в регионах?
В.ПУТИН: В известном фильме, в итальянском, у главных героев есть такая фраза: "Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка - всегда сопротивляться". То же самое происходит в сфере свободы средств массовой информации и власти. Власть всегда пытается обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес и так далее, а пресса и средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того чтобы обратить внимание властей и общества на какие-то ошибки действующей власти.
Это, собственно говоря, составляет одну из фундаментальных основ демократического общества. В этом смысле мы не лучше и не хуже других стран. Для нас проблема заключается не в политической составляющей, а в экономической.
Повторю еще раз. На мой взгляд, перед нами стоит необходимость и задача обеспечить экономическую базу независимости средств массовой информации. По этому пути нам нужно двигаться.
Что касается Интернета. Мы знаем, это тоже не только наша проблема. Возьмите проблему педофилии в Интернете в западноевропейских странах, другие криминальные проявления. Но одно дело - криминальные проявления, а другое дело - свобода распространения информации. Мне бы очень не хотелось, чтобы под предлогом борьбы с криминалом мы сделали бы какие-то шаги, которые бы ограничили свободу распространения информации в Интернете. Это самый демократический способ распространения информации. Нравится, не нравится, но ты все равно прочитаешь то, что о тебе люди думают. А если ты умный человек, ты всегда поймешь, насколько то или иное мнение является доминирующим.
Поэтому я бы к возможности ограничения распространения информации в Интернете отнесся бы очень аккуратно.
М.ВОЛКОВА ("Российская газета"): Владимир Владимирович, у меня к Вам два вопроса.
В своем первом президентском послании Вы говорили об угрозе развала России и в качестве меры предложили федеративную реформу и изменили порядок формирования Совета Федерации, отправив губернаторов на места.
В начале второго срока Вы снова говорили об угрозе развала России, о ее еще большем усилении. Означает ли это, что курс, который Вы проводили в течение пяти лет, себя не слишком оправдал?
И второй вопрос. Многие эксперты, анализируя Ваши предложения от 13 сентября, говорили, что они носят несколько незаконченный характер. А вот изменение порядка формирования региональной власти - это самодостаточная мера или же, может быть, это первый шаг на пути к созданию унитарного государства? Спасибо.
В.ПУТИН: Начну с последней части.
Я не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более - к унитарному государству советского типа. Это не создаст необходимых благоприятных условий для развития экономики и ограничит возможности общества в контроле за действующей властью. Думаю, что это было бы избыточным. Это первое.
Второе. Совет Федерации, его формирование, угроза дезорганизации государства - я думаю, что мы, к сожалению, пока из этой стадии не вышли, из этой опасной зоны. У нас многое еще сделано "на живую нитку", как говорят в народе. И, безусловно, предложения, связанные с изменением порядка формирования региональной исполнительной власти, направлены на то, чтобы создать более устойчивую ситуацию с точки зрения сохранения российской государственности. Конечно, это так.
Что касается Совета Федерации, почему были приняты тогда определенные решения и что планируется сейчас с точки зрения формирования Совета Федерации. Напомню, что региональные руководители у нас были полноценными депутатами российского парламента. Что это означает на практике? На мой взгляд, это означает полное смешение двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Это привело к тому, что руководители такого высокого ранга, в руках которых была сосредоточена и вся политическая власть в регионе, и вся экономическая власть в регионе, одновременно являясь депутатами парламента страны, пользовались в полном объеме и неприкосновенностью как депутаты. Ничего хорошего с точки зрения чистоты принимаемых и исполняемых решений я в этом не видел. Наоборот, видел в этом определенную угрозу для страны и для общества, поэтому и вышел тогда с известным предложением: изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Подавляющее большинство региональных руководителей совершенно неожиданно для всех поддержало это предложение, потому что понимало, что они вошли в достаточно опасную зону критики на основании тех соображений, которые я только что обозначил.
Если мы сегодня перейдем к другой системе назначения и формирования исполнительных органов власти в регионе, то есть если Президент, надо сказать прямо, будет иметь большее влияние на формирование регионального исполнительного органа власти, то - считаю обоснованным и сейчас хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство, о котором мы раньше как бы подробно ни говорили, - изменение порядка формирования Думы по партийным спискам связано с желанием, со стремлением сбалансировать политическую систему в стране и обеспечить полнокровное развитие независимости исполнительной и представительной ветвей власти. Почему? Потому что не секрет, что сегодня в России люди, избирающиеся в Государственную Думу по одномандатным округам, самостоятельно либо без поддержки каких-то экономических кланов, либо без поддержки губернатора избираться, как правило, не могут. Это правда же, все знают.
Но если Президент приобретает больше влияния на назначение губернаторов, на избрание губернаторов, то тогда Президента нужно ограничить в его возможности через губернаторов влиять на формирование 50 процентов парламента страны. И я полагаю, что это элемент балансировки политической системы. Если это произойдет, а ничто не мешает тому, чтобы мы это сделали, законы приняты, то мы обеспечим безусловное требование Конституции Российской Федерации, которая предусматривает единую систему исполнительной власти в стране.
И в этом случае мы тогда действительно можем говорить о так называемом расширенном правительстве. Если это так, то, скажем, для главы государства, для действующего, для будущих глав государства России что министр федерального правительства, что губернатор - в этом смысле большой разницы не будет. И я полагаю, что при, скажем, решении такого вопроса, важнейшего вопроса для регионов, как принятие бюджета и других вопросов подобного рода, вполне можно было бы найти способ, при котором губернаторы, руководители республик в составе Российской Федерации принимали бы гораздо большее участие, прямое участие. Как это сделать? Это нужно поговорить с самими руководителями регионов, поговорить с юристами. Во всяком случае, мы можем найти решение и по этому направлению.
Поэтому никаких противоречий между тем, что было сделано четыре года назад, и тем, что сейчас происходит, нет. Это развитие нашей политической системы, поиск наиболее оптимальных ее вариантов. При этом члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе, конечно, в таком качестве и должны работать дальше.
В.САНФИРОВ (радиостанция "Маяк"): Владимир Владимирович, Вы в этом году побывали с визитами в Латинской Америке, Индии, Китае и практически везде критиковали позицию Вашингтона по строительству однополярного мира. Я даже приведу Ваши слова, Вы в Дели их сказали в начале этого месяца: "Представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира".
В связи с этим вопрос: что делает Россия, какие шаги предпринимает, чтобы построить многополярный мир? Встречаете ли Вы взаимопонимание у своих зарубежных коллег?
В.ПУТИН: Да, конечно, мы с удовлетворением констатируем, что подавляющее большинство участников международного общения придерживается теории многополярного мира. Мы считаем, что международные отношения будущего должны быть демократическими с учетом интересов всех участников международного общения и на базе принципов международного права.
Такое понимание и консолидированная позиция есть у очень многих наших партнеров, я бы сказал, у подавляющего большинства, практически почти у всех.
Д.РАЕД (газета "Аль-Хаят"): Господин Президент, на Ваш взгляд, как развиваются отношения между Россией и Ираком на фоне недавнего визита премьер-министра? И думаете ли, что ожидаемые выборы в Ираке послужат нормализации обстановки?
Спасибо.
В.ПУТИН: Отношения развиваются неплохо. Вы знаете, что у нас с Ираком традиционные и давние отношения. Многие наши компании традиционно присутствуют на иракском рынке - и в энергетике, и в машиностроении - и работали вплоть до самого последнего времени, вплоть до резкого обострения ситуации в Ираке. Наши компании готовы вернуться туда в любую секунду, как только будут созданы условия, обеспечивающие безопасность сотрудников.
Вы знаете, что Россия пошла на беспрецедентное списание иракских долгов, хотя мы полагаем, что Ирак, конечно, в состоянии сам расплатиться по этим долгам. Ирак не бедная страна, не относится к числу стран-"хипиков", то есть к числу слабо развитых в экономическом отношении стран. Ирак - это страна со средним экономическим развитием. Но мы согласились с нашими партнерами и пошли навстречу их пожеланиям и пожеланиям самого иракского руководства, имея в виду уникальную и, к сожалению, неблагоприятно развивающуюся ситуацию в Ираке, связанную с продолжением боевых действий и со страданиями иракского народа. Мы при вступлении в Парижский клуб дали согласие на списание таким странам где-то до 60 процентов, плюс сейчас еще согласились в рамках Парижского клуба списать (как и все другие) из остатка, имеющегося у нас, 80 процентов, таким образом, общее списание где-то приблизилось к 92-93 процентам.
Что касается выборов, то у меня большие сомнения по поводу того, можно ли обеспечить демократичность этих выборов в условиях полной оккупации иностранными войсками. Но в целом мы приветствуем стремление всех участников политического процесса в Ираке к политической нормализации и исходим из того, что если условия будут созданы, хотя бы боевых действий там не будет активных, то любые политические процессы пойдут на пользу.
О.СОЛОМОНОВА (газета "Труд"): Скажите, пожалуйста, здесь про вчерашнее совещание в Правительстве уже говорили, там интересная очень была ситуация, когда сказали про то, что не нашли ответа на то, что могут увеличить, удвоить ВВП.
В.ПУТИН: Найдут.
О.СОЛОМОНОВА: Что найдут?
В.ПУТИН: Найдут ответы. Найдут, конечно.
О.СОЛОМОНОВА: Найдут ответы? Но ведь в принципе есть же уже совершенно испытанные способы в других странах, которые преуспели в экономическом развитии за счет высоких технологий. И Вы говорите постоянно о том, что нужно внедрять высокие технологии, но и способ стимулирования тоже существует, уже опробованный, испытанный во всех других странах. Это снижение налогового бремени в перспективных отраслях, там, где очень высокие технологии наиболее перспективны. Что мешает нашему Правительству воспользоваться уже испытанным международным опытом, как Вы думаете?
В.ПУТИН: Я думаю, что нашему Правительству мешает воспользоваться международным испытанным опытом наш собственный опыт последних лет, когда предоставление тех или иных налоговых преференций оборачивалось многомиллиардными убытками для российской экономики и бюджета, когда эти преференции использовались с большими нарушениями и в групповых интересах, а не в интересах развития тех или иных отраслей экономики. Вот этот негативный опыт - он и мешает.
Вместе с тем я полагаю, что Правительство и дальше будет делать все для того, чтобы придать экономике Российской Федерации более инновационный характер. Мы, я уже говорил, и вы это знаете, немножко перенастроили налоговую систему в пользу перерабатывающих отраслей и будем делать это и дальше. Активно обсуждается вопрос до сих пор создания высокотехнологичных зон. В производствах подобного рода одной из основных налоговых составляющих является единый социальный налог, потому что деньги, которые то или иное предприятие тратит на рабочую силу, они являются основной составляющей и расходов. Снижение ЕСН в целом значительное, но для IT-предприятий, предприятий, работающих в сфере высоких технологий, может быть, даже недостаточно. Поэтому, я полагаю, Правительство все-таки должно пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН для предприятий, работающих в высокотехнологичных сферах, во всяком случае, на создание высокотехнологичных, особых зон - при понимании того, что будут созданы все необходимые условия для того, чтобы избежать злоупотреблений. Это первое.
Второе: могут и должны быть приняты решения, связанные с созданием необходимых условий для улучшения экономической деятельности предприятий, работающих в сфере НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Такие решения сейчас прорабатываются, готовятся, и надеюсь, они будут в самое ближайшее время приняты.
Б.НИСНЕВИЧ ("Калининградская правда"): Со мной задает вопрос и телекомпания "Дюна". Какие, на Ваш взгляд, еще проблемы предстоит решить во взаимоотношениях с Европейским союзом, в том числе по Калининградской области? Еще вопрос такой, подвопрос. Понимаете, есть еще проблемы, которые связаны и с федеральным центром. С 2001 года, тогда, Вы помните, Вы дали поручение Совбезу по поводу федеральной политики в отношении Калининградской области. Потом Государственная Дума принимала решение такого характера, что нужна такая политика, затем Совет Федерации. Но документа до сих пор никакого нет. Возможен ли такой документ, который стал бы основой для дальнейших законодательных действий?
И последнее. Мы очень ждем Вас на 750-летие города, желательно с господином Шрёдером и, возможно, с президентами Литвы и Польши.
В.ПУТИН: Я думаю, что отметить 750-летие Кенигсберга-Калининграда нужно. И мы обязательно это сделаем. Вопрос, в каком формате и с участием каких гостей, пока остается открытым. Но чем шире будет представительство, тем, я думаю, лучше.
Что касается развития Калининграда как анклавного региона, имея в виду особенности анклавности, то, на мой взгляд, в выработке возможно более эффективных форм развития региона мы не должны останавливаться. И Правительство, несмотря на все сложности, связанные с той проблемой, о которой я уже говорил, а именно со злоупотреблениями в сфере преференций, все-таки должно думать о том, как регион, имея в виду его особое положение, развивать. Это второе.
Третье - по поводу наших отношений с Евросоюзом по калининградской проблеме. По основной проблеме, связанной с пассажирским потоком, в целом - не окончательно, но в целом все-таки - параметры выработаны с Евросоюзом. Мы в общем удовлетворены.
Что касается грузового транзита, то здесь еще очень много проблем. Наши коллеги ссылаются на то, что, несмотря на новый режим транзита, товарооборот, оборот грузов, точнее, растет, это действительно так. Но если бы не было известных ограничений, может быть, - и скорее всего - он вырос бы еще больше. И это нас, конечно, огорчает, потому что в увеличении товарооборота и количества грузов заинтересованы как мы, так и наши соседи.
Сейчас, допустим, наше Министерство транспорта подписало с немецкими коллегами документ о создании совместного предприятия по железнодорожным перевозкам. У нас в стране железнодорожным транспортом перевозится примерно 70 процентов грузов, а в Германии - только два процента. Конечно, немецкие железные дороги заинтересованы в том, чтобы количество перевозимого груза по их территории увеличилось, это экономически выгодно. Но подобные "узкие горлышки" в нашем сотрудничестве в этой сфере должны быть ликвидированы. Для их сохранения нет никаких объективных обстоятельств.
Мы обсуждали проблему пассажирского транзита. Вы, как жители Калининграда, наверняка знаете: одна из озабоченностей, которую нам высказывали наши литовские партнеры, заключалась в том, что может возникнуть большой поток беженцев и нелегальных иммигрантов. Мы проанализировали за 2003 и 2002 год, сколько там было нелегальных этих беженцев, с поездов между, скажем, Петербургом или Москвой и Калининградом через Литву. Я уже не помню в абсолютных цифрах, но, по-моему, где-то до 50. Всего 37? Ну вот 37, правильно. И подавляющее большинство из них - пакистанцы. Они сошли с этого поезда в Вильнюсе, где поезд делает остановку по просьбе литовской стороны. Ну давайте он не будет там останавливаться, если вы не хотите.
Мы и дальше будем вести диалог с нашими партнерами и в Литве, и в Евросоюзе в целом, в Брюсселе. По предложению господина Баррозу, нового Председателя Комиссии европейских сообществ, мы договорились о создании специального рабочего механизма, от чего раньше наши европейские коллеги уклонялись, но теперь они вышли сами с этой инициативой. Видимо, понимая, что без того, чтобы сосредоточить внимание на этой проблеме, нам ее не решить. Мы приветствуем такое предложение и будем настойчиво работать над решениями всех вопросов в комплексе.
Е.БОБРОВА (газета "Жизнь", Москва): Вот хотелось бы поздравить всех с наступающим Новым годом, и может быть, немножко разрядить обстановку, спросить, какие у Вас в семье традиции и как Вы отмечаете Новый год, и чем Вам пришлось пожертвовать, какими традициями, став Президентом? Что изменилось в этом?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я лучше не буду говорить о жертвах. А традиции мало чем отличаются от средней российской семьи. Мы дома обычно Новый год встречаем. Дети сейчас подросли, они хотят встречать с друзьями, мы им не препятствуем. Так что если кто-то из них будет дома - значит, будем все вместе. Если кого-то не будет - значит, будем с женой вместе.
И.ВОЛКОВА (газета "Новое слово"): С 1 января 2005 года вступает в силу так называемый закон о монетизации льгот, скажем так, очень бурно воспринятый в регионах. У льготников очень неоднозначное отношение к этой реформе. И, в частности, я хотела бы сделать акцент на северянах. Естественно, их особенно волнует сохранность, судьба северных компенсаций и гарантий. Сейчас готовятся проекты федеральных законов о районировании Севера и новая редакция закона о гарантиях и компенсациях лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В этой связи у меня, Владимир Владимирович, к Вам вопрос. Что день грядущий готовит жителям суровых северных территорий? Будут ли сохранены северные льготы в том объеме, в котором они есть сегодня, или же они будут существенно пересмотрены?
И буквально одна маленькая реплика. Все Вас зовут в гости, приезжайте к нам тоже.
В.ПУТИН: Спасибо. Холодно у вас.
И.ВОЛКОВА: Ну и что?
В.ПУТИН: Сколько в Якутии сейчас? В некоторых городах Якутии минус 45. 52? Ужас. Я тем не менее, когда нужно, всегда приезжаю, в том числе и на Севере был неоднократно, намерен делать это и в будущем.
Что касается того важного комплекса вопросов, которого Вы сейчас коснулись, - монетизации льгот. Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям Правительства, потому что очень часто государство людей подводило, говорило одно, а делало другое либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготирования людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей в значительной степени не доходили. И потом очень много чего государство пообещало, на самом деле не происходило.
Возьмем только лекарственное обеспечение. Система была какая? Деньги из региональных бюджетов, через региональные бюджеты из федерального направлялись часто напрямую по различным каналам и различными способами фармацевтическим компаниям, а точнее, тем, которые занимались куплей-продажей лекарств. А люди по бесплатным рецептам нужных лекарств, как правило, не могли получить.
На практике что происходило? Приходит пожилой человек в аптеку, приносит бесплатный рецепт, ему говорят: нет, по бесплатному рецепту мы вам дать не можем. Нет по бесплатному рецепту, а за деньги - есть. Деньги человек платит, но рецепт, говорят ему, вы все равно оставьте. При такой системе сколько туда ни направляй денег, всегда будет мало, потому что больше половины украдут. В рыночной системе прежние способы распределения, поддержки государства стали работать неэффективно. Вот в этом все дело.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что таких больших средств, я бы сказал, огромных средств на поддержку слабо обеспеченных слоев населения и льготников государство до сих пор никогда не выделяло. Федеральный бюджет в шесть раз, не на 20 процентов, не на 30, не на 40, не на 50, в шесть раз повысит свои расходы на эти цели. И при этом до 2006 года по основным параметрам - по лекарственному обеспечению, по проезду на пригородном транспорте, по санаторно-курортному лечению - фактически для потребителей этих льгот они будут сохранены в натуральном выражении. Почему? Потому что если человек получает определенные деньги, а потом из этих средств добровольно оставляет 450 рублей вот на эти виды льгот, то, получая их, он получает их в большем объеме, чем 450 рублей. А с 1 января 2006 года люди могут выбрать уже между льготами в натуральном виде и в виде денежной компенсации.
При этом хочу обратить ваше внимание на то, что решение это человек должен будет принять в мае 2005 года. Но это же вызывает уже сейчас к жизни, я бы сказал, конкурентную среду с точки зрения предоставления этих льгот, потому что уже сейчас те, кто предоставляет, допустим, санаторно-курортное лечение, эти предприятия - санатории, дома отдыха - уже сейчас задумались о том, как бы снизить цены, как бы улучшить обслуживание. Они хотят сохранить этих людей как возможных потребителей их услуг. И в современных условиях, думаю, что такая система является гораздо более обоснованной и более адресной, что самое главное.
Что касается северян, то никаких серьезных изменений здесь не предусмотрено. Единственное, что бы я считал правильным, это вернуться к обеспечению, к созданию условий, при которых люди, проживающие в других регионах, могли бы получать пенсии, заработанные на Севере. Мне кажется, к этому нужно вернуться. Минфин, конечно, уклоняется, полагая, что ему придется затратить больше денег на эти цели, но это все-таки способствовало бы тому, чтобы люди, отработавшие в сложных климатических условиях многие годы своей жизни, постепенно бы покидали эти регионы, и социальная нагрузка, государственная нагрузка на социальную сферу, уменьшалась. В конечном итоге государство в этом заинтересовано.
Все-таки одну вещь я бы хотел сказать. Конечно, есть те категории льготников, которые закреплены за регионами, - это репрессированные, труженики тыла и ветераны труда. Региональные власти, конечно, должны обратить больше внимания на то, чтобы эти люди не оказались в худшем положении, чем другие категории льготников. Знаете, я буквально на днях встречался с одной, прямо скажу, дальней родственницей, она уже пенсионерка. И она мне говорит: вот ты знаешь, я ничего, у меня сын есть, а вот у меня приятельница, она уже пенсионерка, у нее очень маленькая пенсия - это люди из среды интеллигентов, как говорится, преподаватели вуза в прошлом. Во-первых, цена медицинской помощи все время растет, ей дорого платить, да даже проезд на городском транспорте для нее становится уже непомерно дорогим. В этом смысле, конечно, на такие категории людей все власти, власти всех уровней - и федеральная, и региональная - должны обратить внимание.
Должен сказать, что я упомянул о том, что федеральный бюджет увеличивает в 6 раз расходы, но это побуждает и региональные власти увеличивать расходы на эти цели. Мне сегодня сказали, что даже в такой не очень богатой территории, как Ульяновская область, в три раза увеличиваются расходы на поддержание этой категории льготников. Надеюсь, что и в других регионах на это обратят внимание.
В.СТУПНИКОВА ("Новая камчатская правда", Петропавловск-Камчатский): Стоит вопрос о житнице всей России - об Охотском море, о западнокамчатском шельфе, на котором "Роснефть" начинает в 2005 году бурение, и она начинает бурение именно в той зоне, где нерестится, во-первых, минтай, которым кормятся все страны всего Дальневосточного региона, и камчатский краб, которым кормятся уже не только страны Дальневосточного региона, но и вся Россия. И в Кремле, кстати, краб тоже камчатский.
В.ПУТИН: Я думаю, что японцы кормятся этим крабом, а вся Россия - нет.
В.СТУПНИКОВА: Россия тоже кормится, но дело в том, что валютные поступления от этого краба в Россию могут иссякнуть уже в 2005 году. В этой зоне запрещены даже проходы кораблей, и вопрос о жизни или смерти западнокамчатского шельфа можете решить только Вы, потому что Правительство приняло решение именно о том, чтобы "Роснефть" бурила там свои скважины. Какие меры Вы можете предпринять как Президент? Чем Вы нам можете помочь? Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, я, конечно, большой начальник, но я не считаю, что вправе всё и вся решать, в том числе подменяя собой специалистов, в данном случае в области экологии. Это всегда конфликт интересов между развитием экономики и охраной окружающей среды. Всегда и везде, в таких чувствительных сферах, как работа на шельфе - тем более. В этой связи я просто зафиксирую для себя Ваш вопрос как проблему и обращу внимание Правительства, особенно экологических служб, на необходимость более тщательной проработки этого вопроса. Пускай вернутся к этому еще раз.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание и на то, что я не знаю, какие технологии применяются или будут применяться у вас там, на Дальнем Востоке. Я был на Каспии и смотрел, как одна из наших крупнейших компаний работает. Ни у кого в мире таких технологий, связанных с бурением и одновременно с защитой окружающей среды, нет. Вот у наших компаний есть. Повторяю: это должно быть предметно рассмотрено применительно к данному региону нашей страны, к этому шельфу, но технологии в отличие от многих других мировых компаний у нас есть, существуют. И если уж и вести там экономическую деятельность, то с соблюдением всех необходимых требований по сохранению окружающей среды.
В.ТИМОШЕНКО ("Голос Украины", газета парламента Украины): Владимир Владимирович, тема украинская сегодня популярная, модная и в России, и везде. Вчера один из кандидатов в Президенты Виктор Ющенко на пресс-конференции заявил о том, что в случае избрания его первый визит будет в Москву. Вы приветствуете такую инициативу? И, на Ваш взгляд, какие проблемы Вы с ним могли бы обсудить?
В.ПУТИН: Мы не будем предвосхищать результаты выборов. Думаю, что это было бы некорректно. Хотя социология нам известна. Мы с господином Ющенко лично знакомы, в его бытность председателем правительства Украины мы с ним общались, у нас нормальные отношения деловые всегда были. Я не слышал об этом его заявлении, но, разумеется, мы будем всегда рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ.
У нас большой объем торгово-экономических связей. За 11 месяцев текущего года он превысил отметку 16 млрд долларов. Это рекорд для наших торгово-экономических связей. Это большой объем. Я уже не говорю о том, что мы много раз уже говорили и все хорошо знаем: глубина кооперации между российскими и украинскими предприятиями такая, которой нет у нас с другими странами мира, ни с одной. Ну а что говорить о гуманитарной составляющей? Наверное, каждая вторая семья, ну может быть, каждая третья, в Украине имеет какие-то дружеские либо даже родственные связи с Россией. 17 процентов, по официальным данным, только русских проживает, этнических русских. На самом деле, я думаю, больше. И это практически полностью русскоязычная страна. Это все для нас очень близко, понятно.
Очень важным является то обстоятельство, которое мы многократно обсуждали с нашими коллегами в Украине и в Европе. Мы с вами хорошо знаем, это было многократно озвучено самыми различными государственными деятелями Европы: в ближайшие 15-25 лет никто даже не рассматривает возможность принятия Украины в ЕС. Турция на повестке дня, и переговорный процесс, как уже заявлено, будет идти не менее 15 лет. Неактуально совершенно для Украины сегодня. Но нам-то с вами жить нужно сегодня! И завтра, и в течение 15-20 лет! Не только нам, но и вам в Украине тоже надо жить, и жить хочется хорошо.
Я упоминал, допустим, уже Польшу, которая вступила в ЕС. Вы знаете оценки МВФ? Они скептические по польской экономике сегодня, несмотря на вступление в ЕС. И, повторяю, списали долги им (50 процентов), а они уже их увеличили многократно. Так что само вступление в ЕС проблем не решает. Больше того, современные стандарты Евросоюза в экономике, в социальной сфере, они очень тяжелые для развивающихся экономик. Поэтому это еще бабушка надвое сказала: это выгодно сегодня или нет. Это надо еще как следует посчитать. "Феликса" взять, машинка такая есть, и посчитать с карандашом в руках.
Но что важным мне кажется для нас? И для нас, и для вас? Вы знаете, что Россия выстраивает с Евросоюзом четыре так называемых общих пространства. И первое, самое главное из них, это общее экономическое пространство. Но мы ведь то же самое собираемся делать в рамках ЕЭП (Единого экономического пространства) между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Что это означает? Это означает, что мы гармонизируем экономические отношения в рамках всей "большой Европы". Это ничего общего не имеет со стремлением России кого-то подчинить или поглотить. Это полная чушь. И в этом смысле гармонизация экономических отношений в рамках "большой Европы" не препятствует, а, наоборот, создает благоприятные условия к движению всех наших стран, в том числе и Украины, к общеевропейским стандартам. И на каком-то этапе, я не исключаю, если Евросоюз этого захочет, и Украина этого захочет, для нее будут созданы более благоприятные условия для интеграции в Евросоюз, чем сейчас. Вот о чем идет речь, и вот о чем нужно говорить, а не пугать друг друга с двух сторон какими-то угрозами.
Что касается приезда, еще раз повторяю, господина Ющенко. Хочу еще раз подчеркнуть, у нас с ним очень добрые отношения. Что нас беспокоит? Попытки, повторяю, решать политические вопросы неправовыми методами. И уже совсем, мне кажется, недопустимо менять правила игры в ходе тех или иных процессов. Это, знаете, все равно что начали футбольный матч по одним правилам, а заканчиваем - по другим. Ерунда какая-то. Но в конечном итоге, повторяю, мы примем любое решение, которое вынесет украинский народ, и будем работать с любым руководителем.
Единственное, на что мы рассчитываем, что в окружении господина Ющенко не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, на сионистских (оговорка - антисемитских) лозунгах и так далее. На мой взгляд, это абсолютно недопустимо. Мы, конечно, не проходим мимо таких заявлений, мы их фиксируем, надеемся, что здравый смысл и собственные национальные интересы восторжествуют над сиюминутными политическими интересами.
Г.ГЕРАСИМОВ ("Тульские известия"): Владимир Владимирович, Вы сегодня сказали о том, что пресса должна быть экономически независима, это лучший гарант свободы слова. Но есть еще региональная и особенно районная пресса, которая экономически независима быть не может. Сегодня депутаты Тульской областной думы принимают решение о том, чтобы ликвидировать эту поддержку.
Скажите, это находится в русле государственной политики - ликвидация районной и областной прессы - или государство будет ее поддерживать?
Спасибо.
В.ПУТИН: Нет, я думаю, что это не находится в русле государственной политики, и если региональная, районная пресса не имеет сегодня возможности существовать без общественной поддержки, то эта поддержка должна быть обеспечена. Но нужно искать такие механизмы, чтобы эта поддержка со стороны государства не привела к ограничению свобод. Такие инструменты есть в мире, они отработаны, и нужно их внедрять, шире внедрять в нашей политической практике.
И.ЖИГАНОВА (Саратов): Владимир Владимирович, однажды по одному каналу телевидения было сказано, что у нас в стране где-то примерно 1,5 миллиона чиновников. Сейчас в рамках реформы муниципальной, по крайней мере, у нас в области закончилась нарезка округов, и муниципальных округов у нас будет примерно 430, - значит, армия чиновников несколько увеличится. Может быть, к их количеству подойти по принципу "лучше меньше, да лучше"? Это одна часть вопроса.
И вторая следующая: сейчас говорится о выборах в Государственную Думу по партийной системе. А как Вы считаете, в этих муниципальных округах тоже будут выборы в течение 2005 года? Есть предложения выбирать по многомандатной системе, есть по смешанной, то есть с учетом партийности. На Ваш взгляд, как лучше подойти? Спасибо.
В.ПУТИН: Ну конечно, "лучше меньше, да лучше" в этой сфере. Вопрос только в том, как это быстрее и эффективнее сделать. Я уже говорил о том, что считаю возможным - это и конкурсный отбор, и некоторые другие современные способы отбора кадров. Что касается избрания представительных органов власти в муниципалитетах, то, мне представляется, чем шире будет возможность выбора в муниципалитете, тем лучше. Как это обеспечить - это все-таки должны решать прямо на месте. Мне представляется, что чем меньше федеральные власти будут вмешиваться в этот процесс, тем лучше.
Что касается укрупнения регионов. Мы не будем подталкивать этот процесс, но напомню, что он полностью находится в компетенции самих регионов. В некоторых случаях он, конечно, является обоснованным, как это, допустим, происходит сейчас в Перми. Но, конечно, если небольшие субъекты Федерации в целом с экономической точки зрения являются самодостаточными, и в интересах людей, которые там проживают, в интересах обеспечения их социального самочувствия, конечно, это часто обоснованно. Повторяю: искусственно не будем форсировать никак этот процесс. И вообще не думаю, что это является стратегическим направлением развития внутриполитической ситуации и строительства российской государственности. Нам не нужно три, четыре, пять огромных регионов, ни к чему это. Но, повторяю, там, где это обоснованно, экономически прежде всего, мы такие процессы будем поддерживать.
ВОПРОС: Я из Ханты-Мансийского автономного округа, поэтому, Владимир Владимирович, вопрос нефтяной. Вы сегодня сказали о хороших темпах добычи нефти, также о том, что запасов у нас хватит на ближайшие полвека. Действительно, нефтяные компании стараются добывать больше нефти, потому что высокие цены на нефть...
В.ПУТИН: Нет, извините, сразу хочу поправить Вас. Я сказал, что при современной ситуации - на полвека как минимум, если мы не будем учитывать, что нужно активно работать над разведкой. А на самом деле гораздо больше.
ВОПРОС: В этой связи я и хотела задать вопрос. Компании добывают больше нефти из-за высоких цен на нефть, стараются и, конечно же, не заботятся о геологоразведке. И сегодня добыча нефти и газа не компенсируется запасами, многие эксперты уже об этом говорят. Кроме того, приостановлен из-за несовершенства законодательства и допуск нефтяных компаний к новым месторождениям. Отсюда вопрос: когда будут приняты принципиальные для нефтяной отрасли решения стимулирующего характера? Конечно, высокие технологии - это хорошо, но без нефтяной отрасли раскрутить экономику страны до темпов, способных обеспечить удвоение ВВП, будет затруднительно. Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, я отвечу Вам в самом общем виде. Исхожу из того, что мы должны, безусловно, обеспечить диверсификацию российской экономики, но не убить всеми этими решениями курицу, которая несет золотые яйца. Мы должны и будем побуждать компании к большим вложениям в геологоразведку. Государство должно обратить на это больше внимания и тоже участвовать в этом процессе. Надеюсь, что и планируемое к принятию законодательство - новый Водный кодекс, новый Лесной кодекс - будут способствовать решению этой задачи и не ухудшат ее исполнение. Я знаю озабоченности нефтяников по этому поводу, связанные с заболоченными местами и возможностью работать на этих территориях, и так далее - их много, этих озабоченностей, они все будут взяты в дополнительную проработку и будут учитываться при принятии окончательного решения.
В.ЛОЩАНОВ: Владимир Владимирович, сегодня очень много говорили о нефти. Может быть, чуть-чуть вспомним об угле? Мы уже на прошлой неделе добыли 150 миллионов тонн этого топлива. Будет ли изменено соотношение в энергетическом балансе страны? И есть ли почва под слухами об укрупнении регионов в ближайшее время?
В.ПУТИН: Что касается энергетического баланса, то было бы правильно, если бы мы меняли постепенно этот баланс. Но я думаю, что это прежде всего экономическая категория, а не директивно-административная. Потому что сегодня, скажем, цена на газ внутри страны где-то примерно 35 долларов за тысячу кубов. Она только-только приближается к нулевой отметке рентабельности, а на внешних рынках в среднем мы продаем по цене около 150, 145-147 долларов за тысячу кубов.
Разница очевидна. Вот отсюда и стремление всех потребителей воспользоваться услугами "Газпрома", что в конечном итоге ставит компанию в достаточно сложное и напряженное положение.
Это в известной степени является и предметом наших острых дискуссий с нашими коллегами в Евросоюзе. Было, во всяком случае, в ходе обсуждения вопросов, связанных с нашим присоединением ко Всемирной торговой организации. Мы договорились о том, что цены будут повышаться, но будут повышаться поэтапно, имея в виду большую энергозатратность российской экономики, доставшейся нам из советских времен. Но по мере выравнивания ценовых параметров будет происходить и изменение в балансе, о котором Вы сказали. Ввести это директивным образом вряд ли представляется возможным.
Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что и горняки должны внедрять не только современные методы добычи, но и участвовать в использовании тех ресурсов, которые они добывают. Современные способы использования, скажем, угля в электроэнергетике хорошо известны, на них нужно затратить деньги, это инвестиционная составляющая, но она дает новое дыхание этому виду топлива. И это вполне возможно и обоснованно, тем более что все крупнейшие энергетические компании, в том числе и наша компания "Газпром", стремятся к тому, чтобы диверсифицировать свою деятельность. Вы знаете, что крупнейшие мировые компании: BP, "Эксон Мобил", "Шелл" и так далее - они занимаются и электроэнергетикой, и нефтью, и переработкой нефти, и газом, и сжиженным газом. То же самое у нас будет делать и "Газпром", к этому стремится, и те, кто работает в сфере добычи угля, мне кажется, тоже должны диверсифицировать свою деятельность.
Г.БОТОЯН (газета "Авангард", Армения): Недавно в Армении Председатель Госдумы Борис Грызлов объявил, что Армения является южным форпостом России. Скажите, пожалуйста, Вы тоже согласны с Борисом Грызловым? Спасибо.
В.ПУТИН: Я согласен с тем, что Армения является для нас стратегическим партнером, и в некоторых сферах нашего сотрудничества мы продвинулись так далеко, как не продвигались с другими нашими коллегами. Например, я уже упомянул о том, что у нас в Армении достаточно крупная военная база, она функционирует успешно, и сотрудничество в этой области, надеюсь, будет развиваться.
Нам бы хотелось, чтобы в рамках Договора о коллективной безопасности отношения подобного рода у нас складывались со всеми партнерами, а сам круг участников Договора о коллективной безопасности расширялся, в том числе расширялся бы и за счет стран кавказского региона. Мы полагаем, что, работая вместе за одним столом в таких организациях, может быть, больше точек соприкосновения нашлось бы и между Арменией, и Азербайджаном, между другими нашими партнерами и коллегами.
Так что отношения с Арменией у нас, повторяю, находятся на очень высоком уровне, и мы будем стремиться к тому, чтобы они развивались дальше.
Е.САМПЕЕВА (телекомпания "Ингушетия"): У меня вопрос. В своем Послании Федеральному Собранию Вы отметили, что не все в мире хотят иметь дело с сильной самоуверенной Россией. Немаловажную роль играют и регионы.
В.ПУТИН: Самоуверенной - это Вы "загнули". Я так не говорил.
Е.САМПЕЕВА: Может ли молодая Республика Ингушетия, которой всего 12 лет, надеяться на поддержку федерального центра в решении социально-экономических проблем, которых очень много накопилось в Республике?
И у меня второй вопрос. Что нужно, на Ваш взгляд, для того, чтобы на данном этапе помочь вынужденным переселенцам, которых на сегодняшний день в Ингушетии насчитывается несколько десятков тысяч? Спасибо.
В.ПУТИН: Что касается поддержки регионов, прежде всего регионов юга России, то должен сказать, что она осуществляется, и осуществляется в масштабах, которые гораздо больше, чем поддержка других регионов Российской Федерации. Фактически почти все эти регионы относятся по основным параметрам к депрессивным регионам. Самая главная задача там - создание собственной экономики и собственных рабочих мест. Это в значительной степени будет зависеть от самих субъектов Российской Федерации на юге России. Нужно таким образом организовывать производство и свою экономическую жизнь, чтобы становиться более и более самодостаточными. Разумеется, без поддержки федерального центра решить эту задачу быстро и эффективно не удастся.
Поэтому у нас есть соответствующие программы, есть определенные договоренности на уровне Правительства с президентом Зязиковым, к которому я отношусь с большим уважением, и мы все это будем осуществлять, все это будет продолжаться.
Второе - вынужденные переселенцы. Вы знаете, конечно, все, что мы наметили в сфере выплаты компенсаций за утраченное жилье. Думаю, что это одно из основных направлений, которое должно решить эту проблему. Но не единственное, конечно. Те, кто остался в самой республике, в Ингушетии, я имею в виду, они тоже вправе рассчитывать на получение этих средств. Вопрос, куда они будут их вкладывать.
А.ПОПОВ (газета "Континент Сибири", Новосибирск): После 13 сентября было воссоздано Министерство регионального развития, и недавно глава этого ведомства говорил, что до конца года будет разработана концепция регионального развития. На Ваш взгляд, какова должна быть суть этой концепции и каковы должны быть составляющие регионального развития России?
И второй подвопрос касательно Сибири. Сибирь имеет собственную стратегию развития, которая утверждена в Министерстве экономического развития, но тем не менее реализация стратегии не движется. В этом году, кстати, темпы роста Сибири намного ниже, чем в целом по России. Будет как-то меняться эта ситуация?
В.ПУТИН: Вы знаете, мы действительно воссоздали это Министерство в связи с тем, что Россия с ее огромной территорией, конечно, нуждается в постоянном внимании федерального центра к региональным проблемам. Ясно, что отдельные регионы, может быть, не в состоянии эффективно развивать свои территории без поддержки федерального центра.
Вместе с тем хочу обратить внимание, что все эти программы наряду с федеральным финансированием на ключевых направлениях все-таки должны быть нацелены на то, чтобы создать прежде всего условия для высвобождения внутренней энергии развития в самих регионах. На это и будет нацелена программа, о которой Вы упомянули.
Что касается развития Сибири, то в целом оно проходит достаточно удовлетворительно. А в отношении падения темпов роста, то оно во второй половине года было характерно для всей российской экономики, и это является предметом нашего особого внимания, озабоченности. Мы должны на это обратить внимание так же, как и на то, что мы вышли в этом году за параметры запланированной инфляции.
Л.НИКИШИНА: Большое спасибо за внимание к региональной прессе. Город Серпухов Московской области, газета "Серпуховские вести", Людмила Никишина.
Владимир Владимирович, я, пользуясь случаем, хочу передать Вам поздравления с Новым годом от всех серпуховичей. Есть такое мнение, что через малые города России возродится в общем-то все государство.
Мы в следующем году празднуем 625-летие победы в Куликовской битве. Предводитель засадного полка был серпухович - князь Владимир Храбрый. Скажите, пожалуйста, как нам попасть в Вашу рабочую поездку, чтобы Вы нас посетили? И можно ли я Вам передам наш символ, чтобы Вы нас не забыли?
В.ПУТИН: Да, спасибо большое за символ. Надеюсь, не будет идти речь на встрече о льготах для участников Куликовской битвы. (Смех в зале.) Но есть некоторые вещи, связанные с такими событиями, к которым мы, конечно, можем и должны очень внимательно отнестись, посмотреть на реалии, которые происходили тогда, и таким образом, чтобы это помогало нам в развитии сегодня и завтра.
Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков.
Что касается малых городов России, то я полностью с Вами согласен. Мы должны создавать условия для их развития. И, к сожалению, не все из них находятся в должном состоянии, их внешний облик не всегда соответствует современным требованиям, потенциал развития используется не всегда эффективно. Но мне кажется, что с учетом тех положительных тенденций, о которых мы знаем, в экономике в целом, это обязательно должно коснуться и развития малых городов России. За приглашение Вам большое спасибо.
А.ВЛАСЮК (телекомпания "ТВ-ИН", Магнитогорский металлургический комбинат, Магнитогорск): Владимир Владимирович, разрешите передать Вам самые добрые пожелания от магнитогорских металлургов. Мы всегда рады Вас видеть, горнолыжный сезон в разгаре, пожалуйста, приезжайте.
Скажите, как Вы оцениваете значение и роль металлургии в экономике страны и перспективы развития металлопотребляющих отраслей: машиностроения, строительства и так далее? Спасибо.
В.ПУТИН: Ну что же здесь можно сказать - это одна из основ нашей индустрии еще с советских времен. Мы поддерживали и намерены дальше поддерживать не только внутри страны развитие таких основополагающих отраслей, как металлургия, но и на внешних рынках постоянно уделяем этому внимание, боремся за ваши интересы. Так намерены поступать и в будущем. Я надеюсь, что Вы и все, кто работает на Магнитогорском металлургическом комбинате, где я действительно был неоднократно и видел, как люди работают там, в каких условиях, удовлетворены и процессами приватизации. Всегда, во всяком случае, в последние годы, опасались, что контроль над предприятием уйдет в какие-то чужие, не очень добросовестные руки, - как я понимаю, этого не случилось, все удовлетворены. Желаю вам всего самого доброго!
Т.ЧИНЯКОВА ("Нижегородские новости", Нижний Новгород): И под занавес, Владимир Владимирович, извините.
В.ПУТИН: То есть Вы полагаете, надо заканчивать? (Смех в зале.) Я с Вами согласен.
Т.ЧИНЯКОВА: По крайней мере, вопрос мой находится явно за пределами заданного формата, и тем не менее.
В.ПУТИН: Оккупировали нас нижегородцы.
Т.ЧИНЯКОВА: Да, постарались. Каким Вы видите будущее Ваших дочерей? Спасибо.
В.ПУТИН: Надеюсь, что они будут счастливы. Очень бы хотелось, чтобы они нашли такое применение своим силам, своим знаниям, которое бы приносило и пользу обществу, и им удовлетворение. Это самое главное.
А.СТАСЮКОНИС (газета "Республика Башкортостан", Уфа): Уважаемый Владимир Владимирович, дайте, пожалуйста, Вашу оценку нововведениям в системе образования. На Ваш взгляд, помогут ли эти нововведения, в частности единый госэкзамен, так называемая двухуровневая система обучения, помогут ли они талантливой молодежи, особенно в глубинке, поступать в престижные вузы страны?
В.ПУТИН: Мне бы очень хотелось, чтобы так произошло. Для этого, собственно говоря, и вводится единый государственный экзамен в школах в современных условиях, когда молодым людям, особенно из глубинки, трудно передвигаться по стране в силу ограниченности финансовых возможностей при переезде из дальних регионов для сдачи экзаменов в престижные вузы Российской Федерации. Это и делается для того, чтобы, будучи на месте, у себя дома, молодые люди смогли показать, на что они способны, и могли бы поступить в престижные вузы страны.
Тот эксперимент, который проводится сейчас, идет во многих, как вы знаете, регионах. В целом за некоторыми нюансами он показывает свою эффективность. Будем дальше идти по этому пути, анализируя все плюсы и минусы.
Т.ГОЦИРИДЗЕ (Грузинское телевидение): Уже был затронут этот вопрос российско-грузинских отношений, но в ключе абхазского конфликта в целом можно ли ожидать потепления российско-грузинских отношений? И планируется ли в новом году Ваш визит в Грузию?
В.ПУТИН: Я полностью согласен с Михаилом Николаевичем Саакашвили в том, что мы сейчас должны уделить приоритетное внимание подготовке базового договора между Россией и Грузией, и в зависимости от того, как будет идти работа по его подписанию, мы решим и вопрос о взаимных визитах. Во всяком случае, Михаил Николаевич всегда желанный гость в Москве. Пользуясь случаем, приглашаю его в Россию.
С.ШАВАЛИЕВ ("Калмыцкая правда"): Владимир Владимирович, впереди у нас большой светлый праздник - 60-летие Победы. В этой связи такой вопрос: не все участники Великой Отечественной войны смогли получить заслуженные боевые награды по тем или иным причинам. Есть ли возможность теперь восстановить эту историческую справедливость?
И сразу же второе: поздравление всем коллегам с предстоящим Днем российской печати (13 января), и, пользуясь случаем, хочу пригласить в нашу Республику Калмыкия.
В.ПУТИН: Спасибо большое, спасибо за приглашение.
Что касается наград времен Второй мировой войны. Действительно, мы приближаемся к очень знаменательной дате - 60-летию окончания Второй мировой войны, победы над нацизмом. Как Вы знаете, по инициативе Российской Федерации на Генеральной ассамблее ООН было принято решение о том, что мы будем отмечать 8 и 9 мая как день примирения, согласия. И мы считаем, что вот такая поддержка, такой настрой международного сообщества, такое отношение к этим событиям и к этой дате являются очень важными.
Мы не имеем права забывать об участниках Второй мировой войны, и я с вами согласен: еще в те времена многие награды не дошли до тех, кто должен их получить. Министерство обороны, некоторые наши общественные организации продолжают поиск этих людей. Мы будем стараться и дальше. Для меня это очень показалось странным, но действительно очень многие люди не получили этих наград. Но мы будем стараться и дальше проводить эту работу. Все участники Второй мировой войны будут награждены медалью "К 60-летию Победы", в том числе проживающие в других - сегодня независимых - государствах, в республиках бывшего Советского Союза, включая страны Балтии.
ВОПРОС: Добрый день, Владимир Владимирович! Вернемся действительно к Ближнему Востоку.
В настоящее время, как Вы упомянули, идет подготовка к выборам в Ираке, и не только в Ираке, и в Палестине тоже. Вы дали Вашу оценку выборам в Ираке, я Вас прошу: дайте оценку предстоящим выборам в Палестине, что Вы ждете, какова перспектива мирного урегулирования в этом регионе после смерти Арафата?
Еще когда все коллеги приглашали Вас в свои регионы, каждый раз, когда приезжаю в нашу страну, меня спрашивают: почему Владимир Владимирович до сих пор ни разу не был, не совершил визит к нам? Приезжайте в Хургаду, в Шарм-эш-Шейх. Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо за приглашение. Меня Президент Мубарак приглашал и на отдых в Хургаду и в Шарм-эш-Шейх. Я уже говорил, что, пока исполняю обязанности Президента России, считаю, что должен проводить отпуск в собственной стране. У нас далеко не все люди имеют возможность ездить по заграницам сегодня, хотя, думаю, что со временем изменится отношение и к этому вопросу.
Но по сути заданного Вами вопроса хочу следующее сказать. И хочу Вам немножко попенять даже. Почему все время говорят, что после смерти Арафата наступила возможность урегулирования? Что, он был разве препятствием на пути к урегулированию? Я так не считаю. Естественно, сложилась другая ситуация. Мы рассчитываем на то, что после 9 января - на 9-е, по-моему, назначены выборы - будут сформированы органы власти и управления в Палестине и продолжен мирный диалог. На основе "Дорожной карты" прежде всего, которая была признана всеми участниками этого процесса, и на основе принципа, согласно которому должно быть создано независимое палестинское государство, с одной стороны, и обеспечено безопасное существование государства Израиль. Об этом мы тоже никогда не забываем. Исходя из этих соображений мы и дальше рассчитываем на позитивное развитие этого процесса и готовы принять в нем участие тоже как посредники, не будем снижать своей активности по этому направлению и желаем вам удачи.
За приглашение спасибо. Готов это сделать в тот момент, когда будет ясно, что ситуация сдвигается с мертвой точки и идет в позитивном направлении.
- Чубайс снизил на ₽5 млн требования к фигурантам дела о краже его имущества
- Минобороны: над тремя регионами РФ сбиты 56 дронов ВСУ — 1038-й день СВО
- Силы ПВО за ночь сбили 56 украинских БПЛА над тремя российскими регионами
- Шахматиста Непомнящего оштрафовали за несоблюдение дресс-кода на ЧМ
- В ГД внесли проект о лишении свободы за незаконную регистрацию ИП