Новые расчеты индекса развития человеческого потенциала по регионам России по данным за 2001 г. (включая данные Всероссийской переписи населения, прошедшей в начале 2002), были представлены российской общественности 18 ноября в Научном парке МГУ в Москве. Расчеты выполнены под руководством профессора Александра Саградова в рамках подготовки очередного национального Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, озаглавленного "На пути к обществу, основанному на знаниях". Данный доклад подготовлен по заказу Программы развития ООН (ПРООН).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является составным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни, определяемое с точки зрения уровня продолжительности жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; и достойный уровень жизни, оцениваемый ВВП на душу населения при паритетной покупательной способности (ППС) доллара США.

В ходе расчетов показатели по автономным округам агрегированы с областями, в состав которых округа входят. Ввиду отсутствия данных по Чечне, расчеты по этой республике не производились.

Как пояснила ИА REGNUM директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, в сравнении с прошлым годом значительный рост ИРЧП продемонстрировали, в частности, Томская и Самарская области. По ее словам, этот эффект стал следствием притока нефтедолларов в экономику регионов, располагающих развитой инфраструктурой образования и науки, и стимулировал дальнейшее развитие этих отраслей, что отразилось в повышении ИРЧП.

Как сообщила Н.Зубаревич, в ряде развитых регионов ИРЧП давно используется для комплексной оценки развития. Российское Правительство также приняло решение ввести в свою практику планирование на основе индикаторов, в том числе ИРЧП, рассчитываемого на основе методики ООН.