По поручению секции высшего профессионального образования и науки Совета по образованию и науке при губернаторе Камчатской области председатель секции вице-губернатор Лариса Бобровник направила председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову письмо с выражением обеспокоенности научной общественности Камчатки концепцией участия государства в работе научных организаций.

В письме указывается, что судя по материалам средств массовой информации, в Министерстве образования и науки РФ готовятся, обсуждаются, начинают реализовываться, но нигде официально не публикуются два документа: "Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования" и "Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки". Некоторые предусмотренные этими концепциями ограничения в финансировании системы среднего профессионального образования, по мнению членов камчатской секции высшего профессионального образования и науки, уже проводятся.

Выражая свое негативное отношение к этому процессу, члены секции заявляют: "Мы, как граждане своей страны, считаем своим долгом обратиться к Вам: остановите действия тех органов государственной власти и тех должностных лиц, которые готовили эти документы и явочным порядком проводят их в жизнь.

Нет смысла перечислять частные изъяны в этих Концепциях - их слишком много и не в них дело. Удивляет сама идея этих Концепций, целенаправленно выраженная в их названиях:

- идея отстранения государства от ответственности за образование и науку в целом;

- идея участия государства в управлении только некоторыми частными вопросами образования и науки в России.

Опыт многих развитых государств показывает, что единственная возможность России поднять свою экономику, социальную сферу и сохранить государственность состоит в переходе к наукоемким, нетрудозатратным технологиям. Торговля нефтью, газом и другими природными ресурсами не спасут страну с уничтоженной наукой и необразованным населением. Обе Концепции с заложенной в них идеей лишают страну возможности возрождения.

Сформулированная в Концепции идея - не случайная ошибка в названии. Она проведена сквозь все основные ее разделы, требующие решения. Названные в Концепции проблемы не являются проблемами страны, которые в первую очередь должен решать государственный орган, а являются внутренними проблемами и частными вопросами ведомства и отдельных организаций. Цели, сформулированные в Концепции, неконкретны, размыты. Задачи также выражены в неопределенных выражениях, отсутствуют критерии, позволяющие выяснить результаты решения этих задач. Зато негативные мероприятия, предусмотренные Концепцией, конкретны, точны и выверенно направлены на две незаявленные цели:

- сократить, а в дальнейшем прекратить, бюджетные затраты на образование и науку;

- приватизировать, передать в частные руки здания и другие основные фонды образования и науки, созданные страной за века своего существования.

В связи с этим, названные Концепции являются документами не техническими, не организационными, а политическими, решающими судьбу страны, судьбу народа, создающими опасность для существования России в условиях XXI века. Мы не отрицаем, что в сфере образования и науки России есть недостатки, требующие устранения, в том числе оперативного. Поэтому считаем, что в интересах страны необходимо поручить Министерству образования и науки РФ совместно с видными государственными и общественными деятелями коллегиально, публично разработать необходимые документы реформирования обсуждаемых отраслей. В этих концепциях должна учитываться сверхвысокая важность науки и образования для будущего развития страны, необходимо ориентировать эти сферы на решение важнейших государственных задач.

Научная общественность Камчатской области и члены Совета по образованию и науке при губернаторе области осуждают действия Министерства образования и науки РФ по формированию и реализации указанных концепций".