Президент "ОПОРы России" Сергей Борисов направил обращение Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову в связи с перспективой введения обязательных процедур предотгрузочных инспекций российского импорта. Данная мера предусмотрена в соответствии со статьей 28 федерального закона от 8.09.03 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Согласно закону, инспекциями предполагается охватить большую часть российского импорта и ввести плату за проведение инспекций в размере 1% стоимости контракта.

"По расчетам наших экспертов, дополнительные суммарные расходы предприятий-импортеров, и, следовательно, российского потребителя, в этой связи могут составить около 500 млн. долл., - отмечается в письме С.Борисова. - Введение платы за инспекции приведет к удорожанию импорта и росту цен на ввозимую продукцию, соответственно и на производимую в стране продукцию, использующую импортные составляющие. Однако, мы полагаем, что дополнительные расходы, связанные с введением предотгрузочных инспекций, не позволяют достичь поставленных целей, а именно: противодействия недобросовестной практике предоставления импортерами недостоверной информации и защиту прав потребителей".

Президент "ОПОРы России" также обращает внимание премьера на то, что проектом документа, устанавливающего порядок проведения предотгрузочных инспекций, предусматривается, что плата за инспекции будет поступать в распоряжение уполномоченной негосударственной компании. "Мы полагаем, что указанный механизм создает дополнительные возможности для развития коррупции в сфере внешнеэкономической деятельности", - пишет он.

При этом С.Борисов не отрицает возможность применения такой меры как предотгрузочные инспекции. По его словам, опыт стран-членов ВТО, практикующих подобные инспекции на добровольной основе, доказывает эффективность их применения. В то же время, пишет он, "подчеркивая важность осуществления контроля при осуществлении импорта, а именно - таможенной стоимости товара, его количества, качества и соблюдения требований безопасности, а также необходимости ведения статистики таможенных процедур, при этом считаем, что все эти задачи в полной мере уже решает таможенная служба, эффективность работы которой необходимо повышать и далее. Практика применения инспекций в развивающихся странах показывает, что помимо замедления обработки товаров, увеличения накладных расходов и роста цен за счет создания дополнительной проверяющей инстанции, происходит сужение зоны ответственности таможенной службы и ограничение ее возможностей в области противодействия контрабанде".

В связи с вышесказанным "ОПОРА России" предлагает заменить обязательный характер проведения предотгрузочных инспекций на добровольный и внести соответствующие изменения в федеральный закон № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". "По нашему мнению, внесение указанных поправок будет более адекватным интересам государства и предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности, а значит, будет содействовать его развитию и пополнению средств федерального бюджета", - говорится в письме С.Борисова.

В связи с тем, что статья 28 упомянутого выше закона была включена при обсуждении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе без всяких консультаций с предпринимательским сообществом, С. Борисов обращается к главе Правительства с просьбой не принимать решений по данному вопросу без дополнительного его обсуждения на ближайшем заседании Совета по конкурентоспособности при Правительстве Российской Федерации.