В столице Латвии Риге, в здании Московского культурно-делового центра 12 сентября состоялось учредительное собрание общественной организации Объединенный Конгресс Русской общины Латвии (ОКРОЛ), претендующей стать самой массовой национально- культурной общиной республики. Форум, собравший около 300 делегатов со всей страны, протекал тяжело и драматично. Более единодушными его участники оказались в вопросах добывания и распределения денег общины. Первым же серьезным испытанием для собравшихся стал дележ портфелей думы будущего общества. Настолько серьезным, что более трети делегатов, не согласных с навязываемой им процедурой выборов думы и односторонним подходом к формированию списка кандидатов, были уже готовы демонстративно покинуть Дом Москвы. Но раздираемые внутренними и, судя по выступлениям, политическими противоречиями, делегированные представители русскоязычной, как они себя позиционируют, общины с трудом, но нашли в себе все же силы довести учредительное собрание до логического конца. О том, что представляет собой новорожденная организация, которую, кстати, еще предстоит зарегистрировать, можно судить и по принятым на форуме документам.

Заглянем в программу, скромно обозначенную в скобках как "манифест". Там значится, что организация создается для "объединения и формулирования четких национально-культурных, социально-политических и экономических целей и задач". Однако, читая дальше, выясняется, что цели и задачи, причем, довольно четкие, уже как бы сформулированы, причем еще задолго до ОКРОЛ - о них ниже. Для объединения же, как поясняется в документе, был запущен процесс создания Регистра русской общины Латвии: "Регистр будет заполняться год за годом, и со временем в нем зарегистрируются большинство жителей Латвии, считающих своей родиной русский язык и русскую культуру, и он должен стать некоей матрицей для осуществления тех проектов, которые собирается осуществлять ОКРОЛ, а также основой для проведения демократических выборов в общинное самоуправление". Родина в виде русского языка и русской культуры чем-то напоминает "мой адрес не дом и не улица". Между тем, главные задачи ОКРОЛ, обозначенные в "манифесте", буквально переписаны из программы политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ): "Сохранение и законодательное обеспечение будущего русской школы в Латвии. Придание русскому языку того статуса, которого он заслуживает по европейским стандартам - официального в местах компактного проживания русскоязычного населения страны. Предоставление гражданства всем "негражданам Латвийской Республики", проживающим на территории Латвии на момент обретения ею независимости в 1991 году и родившимся в Латвии после 1991 года по заявительному принципу. А тем жителям Латвии, которые пожелают в силу тех или иных причин оставаться "негражданами" и тем, кто принял или еще примет российское гражданство с постоянным видом на жительство в Латвии, предоставить право выборов в местные самоуправления".

Казалось бы, у ЗаПЧЕЛ в лице ОКРОЛ появился надежный и верный соратник, но это ошибочное впечатление. Основной сыр-бор на собрании развернулся как раз таки по поводу кандидатов в думу ОКРОЛ, имеющих отношение к объединению, которое некоторые ораторы обвинили даже в попытке подмять под себя общественную организацию. Но вернемся к задачам и целям. Согласно программе, целью ОКРОЛ в области образования является обеспечение функционирования и развития целостной системы образования на русском языке, причем особую тревогу у общественников вызывает отсутствие системы подготовки, переподготовки и переквалификации кадров для работы в учебных заведениях с русским языком обучения. Дело серьезное и уже начата работа над проектом русской элитной школы, которая по замыслу организации, станет основной кузницей кадров для русской общины и страны в целом. В области культурной политики ОКРОЛ намерен разрабатывать и популяризировать тему "Русские в Латвии". Здесь одна из главных задач - восстановить историю русской культурно-языковой традиции на территории Латвии с древнейших времен и до наших дней, "чтобы дети могли с гордостью изучать ее на школьных уроках истории". ОКРОЛ, не являясь политической партией или организацией, надеется оказывать влияние на государственную и муниципальную политику через тех депутатов разных уровней, которые будут на выборах пользоваться его поддержкой. Заметим, пользоваться то они будут, но как показывает печальный опыт других общественных организаций, отдачи от такой поддержки, обычно мало, тем более, если изначально рассчитывать на весь спектр политических и обычно конкурирующих друг с другом партий.

Самый интересный раздел - экономический. "За последние 13 лет, прошедших после восстановления независимости Латвии, - говорится в программе-манифесте, - из-за этнократической политики властей большинство русскоговорящих было вытеснено из государственной сферы занятости. И так как на данный момент большая часть русской общины в той или иной степени занята в сфере частного предпринимательства, обеспечение экономических интересов Русской культурно-языковой общины невозможно без развитого, эффективного русского бизнеса". Приоритетными для себя сферами ОКРОЛ считает промышленное производство, транзит (транспорт) и туристический бизнес, делая упор в основном на малые и средние предприятия. Для реализации различных проектов, общественная организация предлагает создать ряд структур: Центр консалтинга ОКРОЛ, обеспечивающий объединение ведущих русских фирм этой отрасли, Союз русских предпринимателей Латвии, Биржу труда ОКРОЛ, Комитет ОКРОЛ по работе с Россией и ЕС. Еще один проект называется "Бизнес-ангелы" русской общины - задуман он с целью состыковки интересов бизнесменов, ищущих ресурс для реализации новых проектов, и потенциальных инвесторов. Кроме того, ОКРОЛ создает два фонда: "Стипендиальный" - для оказания финансовой поддержки выпускникам русских школ Латвии, которые не могут самостоятельно оплатить высшее образование в вузах Латвии, России, Европы и США, а также "Фонд поддержки начинающих предпринимателей". Что касается России, то ОКРОЛ обещает добиваться режима максимального благоприятствования для своих проектов - культурных, образовательных и экономических - со стороны российских государственных структур и бизнеса. Для чего в Москве будет открыто представительство этой общественной организации.

Создатели ОКРОЛ прекрасно понимают, что "планов громадье" не осилить без основательной финансовой подпитки, что в принципе стало камнем преткновения предыдущих неудачных попыток консолидировать русскую общину Латвии. "Первейшим источником финансирования культурных проектов ОКРОЛ должны стать деньги отнюдь не предпринимателей окрольцев, - обнадежил собравшихся журналист и педагог Игорь Ватолин. - Тут необходимо преодолеть застарелые комплексы и потребовать свою долю, пропорциональную уплаченным налогам из госбюджета и общенациональных фондов". Не даром говорят, что все великое просто. Слова И. Ватолина вызвали бурные и продолжительные аплодисменты, а когда зал успокоился, он продолжил: "Не надо стесняться подавать заявки на русские проекты, выдвигать своих людей в комиссии этих фондов, во всех деталях отслеживать случаи присуждения денег по этническому принципу и делать их достоянием латвийской и более отдаленной общественности". Другим финансовым источником, на взгляд И. Ватолина, должны стать гранды и стипендии многочисленных иностранных, в том числе и российских фондов и тому подобных организаций. "Алгоритм работы в этом направлении уже наметился, - заверил он участников форума, - остается довести его до ума. Но если все отечественные фонды пролетят, и заграница не поможет, то все же придется прибегать непосредственно к финансированию ОКРОЛ". Примерно в том же духе, но о финансировании социальных проектов, рассказывал врач-анестезиолог Виктор Дергунов. Он предлагает смело готовить данные проекты и доводить их до широкой публики. Мол, дело за немногим: "Идеи есть - необходимо лишь собрать интересующихся этими вопросами русских специалистов". Реализовывать же проекты, по словам В. Дергунова, должны такие организации, как Союз русских врачей, Союз русских деятелей культуры и т.п. "На это пойдут и многие здравомыслящие латыши, - уверен врач. - На разработку этих проектов можно получать деньги в различных фондах и даже в самих латвийских профильных министерствах - пока на этих средствах паразитируют лишь латышские псевдоученые".

Врач предлагает не забывать и о "малых русских проектах", на которые он надеется получать "какие-то средства из госбюджета и привлекать благотворительность". По его словам, необходимо требовать бюджетные средства на подготовку социальных работников для русской общины, а также бороться за передачу максимума отчислений от доходов не в госбюджет и государственный фонд социального страхования, а в независимые фонды, например, фонд финансирования каждой конкретной школы, которым совместно распоряжались бы местный муниципалитет и совет родителей. Еще одна идея врача-анестезиолога - пенсионный фонд, который учреждает ОКРОЛ и в который перечисляют свои взносы социального страхования все члены ОКРОЛ. В свою очередь предприниматель Сергей Агишев предложил общественникам особо не обольщаться насчет денег и не искушать судьбу: "Мы понимаем, что общественная организация, даже такая замечательная как ОКРОЛ, не способна заниматься распределением средств. Поэтому мы настоятельно рекомендуем правлению вынести этот вопрос в структуры фондов, а не заниматься целенаправленным распределением того, что собирается с людей. Если мы все будем складывать в одну копилку, а потом надеяться, что люди, которые нами управляют, будут действовать честно, то мы будем вынуждены ежегодно менять правление. Не нужно нам искушать судьбу". Между тем профессор, доктор экономических наук Александр Гапоненко напомнил: "Вся работа и в правлении и в думе будет вестись на общественных началах и никто из работников не получит за это денег. Получат только технические специалисты за выполненную работу".

В общем, одни на общественных началах, за спасибо и особо не обольщаясь, а другие в сфере бизнеса и фондов - что-то очень до боли знакомое. Русская община Латвии или РОЛ, кстати, официально зарегистрированная в настоящий момент в республике, примерно так же в свое время и начинала. Правда масштабнее - речь тогда шла о реальном собственном банке, производствах и т.д. Только кончилось все тем, что бизнес, поимев, что ему нужно, оторвался и ушел в свободное плавание, а РОЛ затем влачил полунищенское существование. Не забывать истории энтузиастам ОКРОЛ посоветовал с трибуны известный латвийский правозащитник, один из основателей Латвийского комитета по правам человека Владимир Богданов. "Абсолютная неправда, что это первая попытка объединить русских, и не надо умалять заслуг тех, кто в начале 1990-х годов уже пытался это сделать, - напомнил он. - Да, она не удалась. Но, наверное, нужно было бы провести некий анализ и разобраться, почему она не удалась, что этому препятствовало. Хотя бы для того, чтобы при нынешней повторной попытке не совершать тех же самых ошибок. Но вы предпочли все-таки замолчать ту инициативу. Я считаю, что это не правильно". По словам В. Богданова, он не уверен, что и на этот раз выйдет что-нибудь путное. На что ему из зала закричали: "Зря пришел!" "Вполне возможно, - ответил правозащитник крикуну. - Но даже такое ваше отношение, мол, если не в ногу идет, так лучше пусть вообще молчит, как раз и свидетельствует, что здесь больше желаемое выдается за действительное. Тем не менее, я искренне хочу, ошибиться во всем, что сказал".

В свою очередь на корреспондента ИА REGNUM учредительное собрание произвело гнетущее впечатление. Небольшой штрих. Когда кто-то с трибуны поблагодарил администрацию Дома Москвы за предоставленный зал, из этого зала раздалось: "Пошел Лужков на х...!" Но вместо того, чтобы одернуть или вывести матершинника, его наградили жидкими аплодисментами. И любопытная параллель. В думу ОКРОЛ избрали трех журналистов латвийской газеты "Час". К примеру, крупнейшая русскоязычная газета республики "Вести сегодня" не удостоилась чести быть представленной там даже в единственном числе. Нетрудно догадаться почему. Достаточно вспомнить предвыборную кампанию по выборам Европарламента, особенно последние публикации непосредственно перед 12 июня. "Час" вовсю тогда "пиарил" Партию народного согласия (ПНС) Яниса Юрканса, "Вести сегодня" поддерживала ЗаПЧЕЛ. Не угодили? Корреспондент ИА REGNUM присутствовал в качестве наблюдателя на прошлогоднем съезде ПНС, когда было принято решение о ее выходе из ЗаПЧЕЛ и расколе объединения. Среди делегатов и, разумеется, членов ПНС было двое журналистов "Часа", включая и избранного ныне в думу ОКРОЛ Сергея Малоховского. Учитывая, что в последнее время ЗаПЧЕЛ и ПНС превратились, по сути, в конкурирующие политические фирмы, вся дискуссия, развернувшаяся по поводу списка кандидатов в думу ОКРОЛ, имела явную политическую подоплеку и, похоже, верх на этот раз взяла ПНС. Хотя относительный. Не смотря на то, что в ходе дебатов и в упрек ЗаПЧЕЛ постоянно подчеркивалось, что ОКРОЛ не должен иметь имиджа однопартийной организации, ее дума, тем не менее, выбрала трех сопредседателей ОКРОЛ, двое из которых - Михаил Тясин и Эдуард Гончаров являются активистами ЗаПЧЕЛ, членами входящей в него партии Равноправие. Третьим же сопредседателем стал выдворенный из страны активист Штаба защиты русских школ Александр Казаков - гражданин России, внесенный в черный список персон "нон грата" на территории Латвии. Таким образом, по крайней мере, с формальной точки зрения лидерства ОКРОЛом будет руководить ЗаПЧЕЛ.