Ожидания ряда аналитиков, что президентские выборы 2018 года окажутся скучными и неинтересными для населения, своего подтверждения не нашли. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 1 февраля заявила руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова, комментируя последние данные социологического опроса ВЦИОМ.

«Динамика связана с тем, что кампания начинает разворачиваться. Кампания не оказалась скучной и занудной, как прогнозировалось некоторыми аналитиками. Вернувшись с праздников, люди начинают следить за политикой и определяться», — заявила Соколова.

Говоря о небольшом снижении рейтинга президента России Владимира Путина (его, согласно опросу, поддержали на 1,7% меньше респондентов, чем в декабре), эксперт отметила, что, во-первых, это остаётся в рамках погрешности, а, во-вторых, некоторое снижение доверия к действующей власти является вполне типичной для январского периода динамикой — под конец месяца падает не только рейтинг любого представителя власти, будь то президент, губернатор или правительство, но и оценка материального благосостояния, индекс покупательной способности и многие другие показатели.

«Достаточно посмотреть результаты ВЦИОМ в прошлом январе — там можно было видеть точно такую же «ямку», — указала Соколова.

«Связано это с очень простыми вещами. Количественный опрос — это ответы на формализованную анкету. Люди отвечают, исходя из многих своих соображений. Вы потратились на подарки, на поездки в Новый год, хорошо и вкусно ели — у вас немного похудел кошелёк. Кто-то возвращается на работу, видит неприятное начальство — и становится чуть более недовольным своей жизнью. Вот в эту «ямку» провластные кандидаты попадают каждый раз. Добавьте сюда аномальные холода в ряде регионов — это тоже создало определённый информационный фон», — пояснила она.

Следует отметить, что наибольшим доверием президент в период предвыборной кампании пока что пользовался в первой половине января — тогда показатель был 73,8%. Между тем показатели остальных кандидатов колеблются вокруг устойчивых значений в пределах стандартных отклонений, продолжила социолог.

Так, например, на втором месте в опросе оказался кандидат от КПРФ Павел Грудинин — в его поддержку высказались 7,2% респондентов. Это на 2,6% больше, чем месяцем ранее, когда кандидат только заявил о выдвижении, но неизменно с начала января. В то же время доля тех, кто хочет видеть президентом лидера ЛДПР Владимира Жириновского, сократилась за месяц с 7,1% до 5,9%.

«ВЦИОМ опрашивает не одних и тех же людей — это телефонный опрос, в котором ошибка выборки немного больше. Флуктуации в 1−2% в этом случае естественны — это вообще не играет роли. К тому же, в начале года ВЦИОМ изменил размер выборки», — заверила она.

Поэтому, например, можно констатировать, что положение Павла Грудидина остаётся по-прежнему достаточно скромным — его рейтинг колеблется в рамках рейтинга самой КПРФ, даже не добирая до его потолка, указала эксперт.

«Рейтинг партии последнее время фиксировался социологами в районе 8%, и Грудинин даже не добирает до этого уровня», — отметила Соколова.

Говоря о ситуации с явкой в целом, эксперт отметила, что агитация за бойкот выборов не сработала — что и отражают последние результаты ВЦИОМ. Такой результат, по её мнению, выглядит вполне закономерным.

«В России неучастие считается социально неодобряемой позицией. Когда респондент говорит, что он пойдёт или не пойдёт, он всегда старается выглядеть перед интервьюером ответственным человеком, сознательным гражданином, разбирающимся в политике. Поэтому обычно у нас явка декларируемая чуть ниже того числа, которое приходит реально на участок», — заявила она.

«Надо понимать, что никакие агитации за бойкот ни с какой стороны, за отказ от своих избирательных прав, в общем, не проходят. Потому что считается, что участие поощряется социальным окружением, а неучастие, напротив, порицается», — подчеркнула Соколова.

По последним данным ВЦИОМ, доля российских граждан, готовых прийти на выборы, увеличилась за месяц с 63% до 71%. Ещё 10% собираются идти на выборы, но не уверены в этом до конца — при этом за месяц их доля сократилась на 3%. Неопределившихся на конец января осталось 11% респондентов против 15% в декабре.