Восточные регионы РФ начнут «трезветь» параллельно улучшению уровня жизни
Москва, 23 ноября, 2016, 13:28 — ИА Регнум. Опубликован рейтинг самых «трезвых» регионов России за 2016 год. Такой рейтинг выходит с 2015 года. Рейтинг составляется информационным порталом «Трезвая Россия» при поддержке Общественной палаты РФ по таким критериям, как объемы продаж алкогольной продукции, а также число правонарушений, связанных с незаконным оборотом этилового спирта, число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, число смертей от алкогольного отравления и т. д. Чем ниже значения цифр по указанным выше критериям, тем «трезвее» регион.
Очень важно, что рейтинг составлялся не просто по формальному принципу потребления алкоголя на душу населения в регионе. Данный принцип совершенно не учитывает, какой процент населения региона склонен к избыточному потреблению алкоголя и алкоголизму, переходящему от стадии злоупотребления к стадии болезни, которая иногда оказывается смертельной. Кроме того, рейтинги потребления алкоголя на душу населения, которые составляются международными организациями, такими как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) составляются чаще всего на основе официальных продаж алкоголя, а теневой оборот, особенно продажа контрафактного и поддельного алкоголя, при этом игнорируется.
Россия, по рейтингам ВОЗ, входит в десятку лидирующих стран мира по потреблению алкоголя. Но такой рейтинг не вполне корректен. Он учитывает только объем рынка в денежном выражении (а в России один из крупнейших рынков потребительских товаров в мире, и рынок алкоголя только один из сегментов такого рынка) либо национальные особенности потребления алкоголя (допустим, Чехия является мировым лидером по потреблению пива, но количество смертей от алкогольной зависимости в этой стране очень низкое — злоупотребление алкогольными напитками там не распространено).
Если же посмотреть на российский «рейтинг трезвости регионов», то видна четкая картина смещения склонности населения к употреблению алкоголя, в том числе — избыточному, с юга на север и с запада на восток. Чем южнее или западнее находится российский регион, тем меньше в нем потребляют алкоголя, и, в первую очередь, крепкого алкоголя (водки, коньяка, иных крепких напитков). Это и объясняет присутствие в десятке самых «трезвых» регионов страны тех субъектов Федерации, которые находятся на юге страны. Как правило, максимальное потребление водки и иных крепких алкогольных напитков наблюдается в странах и географических регионах с «северным» типом потребления. Финляндия и Норвегия являются достаточно «пьющими» странами, где потребление водки достаточно широко распространено, в то время, как страны юга Европы более склонны к потреблению вина, а западной и центральной Европы — к потреблению пива. Поэтому в южных регионах России, а также в центре, в том числе — в двух столицах — тип потребления алкоголя можно отнести к среднеевропейскому. Люди предпочитают умеренное потребление менее крепких алкогольных напитков, чем водка.
На востоке, особенно на Дальнем Востоке, и на севере страны, ситуация качественно иная, где на «северный» тип потребления накладывается невысокий уровень жизни. Попросту говоря, в этих регионах все еще принято «заливать» кризис водкой, да и возможности для более цивилизованного отдыха в этих регионах очень невелики.
Таким образом, восточные регионы России начнут «трезветь» параллельно улучшению уровня жизни в этих регионах. Скорее всего, этот процесс со временем станет необратимым, так как склонность к потреблению крепкого алкоголя в целом по России уменьшилась по мере стабилизации экономики. Такие рейтинги являются полезной инициативой, позволяющей выявить наиболее проблемные регионы с точки зрения склонности населения к злоупотреблению алкоголем.
- Путин: РФ отвечает зеркально на удары по её территории — 1037-й день СВО
- Минтранс Азербайджана назвал вероятную причину крушения лайнера в Актау
- На юге Москвы эвакуировали торговый центр «Нора» из-за возгорания
- Минобрнауки оценило идею об ограничении поступления в вуз без ЕГЭ
- Норвегия попыталась оправдаться за отказ помочь тонущим российским морякам