Курс доллара привел к резкому снижению числа российских туристов, посещавших туристические объекты в Китае. Пока еще пользуются спросом поездки в рамках помогаечного бизнеса и дешевый отдых в приграничном с Приморским краем китайском Мишане, рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель туристического интернет-проекта о Китае visitchina.ru Константин Ягодин.

«Если говорить о туризме, то тут есть несколько вариантов. Поток людей, которые просто едут отдохнуть, почти иссяк. Что касается помогаечного бизнеса, то он живет, и бизнесмены стали организовывать туры для помогаев: товары по серой схеме пока еще вывозятся. Но в турпоездки стало ездить гораздо меньше людей. Если говорить о лечебном туризме, то в Хуньчуне (Яньбянь-корейский автономный округ) уже задумались о том, чтобы начать рекламировать себя, либо пытаться поддерживать российские туркомпании. Если раньше туда ездили большие группы, и туркомпании, бывало, выкупали целые автобусы, то сейчас туркомпании объединяются вместе и формируют сборные туры», — рассказал эксперт.

В кризис 2008—2009 года, вспоминает он, в приграничном Суйфэньхэ (провинция Халудзян) была акция — 10 тысяч бесплатных путевок, правительство города сделало акцию, которые распределялись по дальневосточным городам, и это помогло стимулировать спрос, но провести аналогичное мероприятие в Хуньчуне и Суйфэйхэ вряд ли сейчас получится.

«Турпоток упал с тех пор, как начал подниматься доллар. В приграничных городах туристов особо нету, и они перед Новым годом начали раньше закрывать свои магазины и уезжать в родные города на отдых. В прошлом году в это же время было затишье, на Суйфэньхэ почти не ходили рейсовые автобусы, а к лету-осени туристы снова оживились. Но в этом году прогнозировать ситуацию труднее: все оживится, но вопрос — когда? Это будет зависеть от курса доллара. Во-первых, нужно чтобы он стабилизировался. Во-вторых — чтобы снизился. Как только это случится, станет легче. А пока стали более популярны дешевые туры в приграничный Мишань (провинция Халудзян) — за 2 дня и 3 ночи 1,2 — 1,5 тысячи рублей. Это маленький городок, и от Владивостока он достаточно далеко, но во времена, когда все дорого, люди выбирают отдых за небольшие деньги», — отметил Константин Ягодин.

При этом поток туристов из Китая на Дальний Восток возрос, отмечает он. Анализируя входящий туризм, эксперт считает, что России нужно равняться на Китай: «Они правильно, очень умно делают. Китай вложил в развитие внутреннего туризма порядка 1 триллиона юаней. Это огромная сумма». В итоге, по мнению Константина Ягодина, это стимулировало развитие туризма: были реставрированы многие достопримечательности, построена инфраструктура — дороги, отели, гостиницы, парки и так далее.

«За счет этого города развиваются, а у нас одни разговоры пока. У Владивостока по сравнению с другими городами РФ одно из лучших положений для развития въездного туризма, но надо строить, а у нас как лето и растет турпоток — гостиниц не хватает. Нужно возводить трех-четрыехзвездочные гостиницы, создавать парки, придумывать развлечения. В китайских турфирмах жалуются на то, что российские туристические программы уже очень сильно заезжены», — говорит Константин Ягодин.

Он сетует на то, что во Владивостоке только начала работать программа China Friendly, в рамках которой туристические услуги оказываются на китайском языке, в том числе на нем туристам предоставляют меню, карты и так далее: «Пока к этой программе подключились только отели «Азимут» и «Экватор».

Эксперт также приводит в пример находчивость китайцев. К примеру, если на Хайнане ехать до настоящей деревни Ли и Мяо очень далеко, в центр острова, то они воссоздают уникальный «деревенский быт с колоритными бабушками» недалеко от основных туристических маршрутов. «Там люди живут и зарабатывают. У нас это тоже можно было бы делать. Людей с головой в России достаточно много, потому иногда становиться горько и стыдно, когда видим, что это делают в Китае, но не делают у нас. А пока Владивосток отличился только благодаря тигру и козлу — в Сафари-парк даже за билетами не протолкнуться, не говоря уже о том, чтобы постоять у клетки», — пояснил Константин Ягодин.

Читайте также: Козла Тимура и тигра Амура временно разлучили

Особо он обращает внимание на то, что вкладывание государством денег в туризм привлекает инвесторов: «Если собрать команду заинтересованных людей, которые бы придумали, что может быть интересно китайцам, и потом эти идеи реализовать — это было бы результативно. Но нужна территория, налоговые послабления. Кроме того, если инвестор строит туробъекты, то государство — инфраструктуру».

Как рассказывает руководитель туристического интернет-проекта visitchina.ru, в Китае создают целые кластеры, горно-ландшафтного туризма, куда привлекают туристов. Например, недалеко от города Город Гуйян в Син И — горы Шуан Жу. Там природа, храм, крытый аквапарк, и музей коренных народов, электрокары, рестораны, гостиницы — все продумано. Тут же в рекламных роликах рассказывается, какие еще рядом есть достопримечательности. Везде есть вай-фай — и в автобусах для туристов, и даже в пустыне.

«Почему у нас такие вещи не делают? Пока приграничный туризм еще теплится, давайте создадим условия для въездного туризма! Инфраструктуру, должно строить государство. Даже если инвестор уйдет — инфраструктура останется. А новый туробъект — это рабочие места — налоги — отсутствие социальной напряженности — развитие малого и среднего бизнеса. В Китае предпринимателям дали свободу, всячески их поддерживают», — сравнивает Константин Ягодин.

Напомним, в 2015 году в Китае произошел рекордный отток капитала в $1 триллион, сообщает Bloomberg. «Рост оттока капитала в конце года обусловлен неумением Народного банка Китая (НБК) объяснить рынку изменения в валютной политике, — отмечает главный экономист по Азии Capital Economics Марк Уильямс. — По всей вероятности, большой отток сохранится, поскольку НБК так и не смог убедить инвесторов в том, что знает, что делает, и в том, что сумел достичь цели своей политики».