Литовские энергетики пока не изъявили желания избавиться от договора БРЭЛЛ — единой энергетической системы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. «Этот договор автоматически продлевается каждый год еще на годовой срок, если за 6 месяцев до истечения срока действия — 7 февраля — не изъявляется желание разорвать его», — сообщили ИА REGNUM сегодня, 6 октября, в компании оператора электроэнергетической системы Литвы Litgrid.

Между тем, литовские СМИ указывают, что договор от имени Lietuvos energijа подписал тогдашний руководитель компании Дангирас Микалаюнас. В настоящее время он является руководителем бельгийского подразделения российского электроэнергетического гиганта «Интер РАО ЕЭС».

Государственным холдингом «РАО ЕЭС России» с 1998 по 2008 годы руководил Анатолий Чубайс, который в Литве вместе с Микалаюнасом и подписал договор БРЭЛЛ. «РАО ЕЭС России» владеет 60% «Интер РАО ЕЭС». Ну, а 14 лет назад, когда был подписан договор БРЭЛЛ, правительство Литвы возглавлял Роландас Паксас, работающий сейчас в Брюсселе, в Европарламенте.

Литовские СМИ, тем не менее, считают, что тема возможных штрафов в миллиарды евро за выход из БРЭЛЛ, не должна была стать неожиданностью. Еще в июне президент России Владимир Путин в интервью испанской газете La Sierra сказал, что выход стран Прибалтики из российской системы будет стоить Москве до 2,5 млрд евро.

Вице-спикер Сейма и председатель Комитета по делам Европы Гедиминас Киркилас утверждает, что в Брюсселе на самом деле рассматривается возможность возместить России потери. «Да, такие разговоры есть, и даже проведено исследование, в котором речь идет о немного меньших цифрах, нежели упомянул нынешний президент России. Речь идет о миллиарде евро. Я не исключаю, что ЕС будет стараться нас убедить компенсировать этот выход», — сказал Киркилас телеканалу LRT.

Однако, как отмечает литовское издание Lietuvos rytas, нынешние энергетические стратеги Литвы считают, что опасаться нечего. «Желая изменить условия договора БРЭЛЛ, государства не должны наносить ущерб другим странам, а возможные убытки из-за изменения условий договора — это интерпретации, не обоснованными никакими объективными подсчетами.

В настоящее время не идут никакие обсуждения по поводу компенсирования за изменение условий договора», — сказал Lietuvos rytas сотрудник Министерства энергетики, «занимающий высокую должность» и пожелавший остаться анонимным.

Переориентирование системы из одной синхронной зоны в другую — большой проект, так что переговоры должны проходить не между предприятиями, а между ЕС и Россией с Белоруссией.

«Соединения будут использоваться и дальше, обмен и торговля электроэнергией смогут осуществляться, только из-за изменившегося режима не останется полной взаимной зависимости от другой системы. У Литвы сейчас есть 12 межсистемных электросоединений, из которых более половины — с Россией и Белоруссией. Электросистемы Литвы, Латвии и Эстонии работают в той же синхронной зоне с Россией. Все же участники одной системы связаны, и все зависят друг от друга», — объяснили представители Министерства энергетики, которых издание также не называет. Впрочем, это согласовывается со словами премьера Литвы Альгирдаса Буткявичюса, который сказал по сути то же самое.

Lietuvos rytas, которое располагает текстом договора, цитирует условия, которые называет «унизительными для Литвы». А именно: «Страны, подписавшие договор БРЭЛЛ, из электроэнергетических систем России, Белоруссии и трех стран Балтии сформировали электрокольцо. Это означает обязательство, что сети электропередачи высокого напряжения (330 кВ, 500 кВ и 750 кВ) всех пяти стран будут действовать совершенно синхронно, как одна система. Страны обязуются не предпринимать никаких действий, которые могли бы нанести ущерб другим членам кольца. Не менее важно, что страны обязуются предоставлять друг другу услуги транзита электроэнергии, используя имеющиеся технические возможности. В договоре предусмотрено, что административными средствами системы руководит Россия, а компании, управляющие сетями электропередачи других стран, должны все согласовывать с Москвой и между собой. В обязательно согласование входят детальные технические режимы и передаваемые количества электроэнергии — начиная от часовых, дневных, месячных и заканчивая годовыми. Согласно указанию Москвы, другие четыре страны также обязаны корректировать частоту своих электросетей — технический параметр, без которого было бы невозможным синхронное действие. Договор БРЭЛЛ подписан в пяти экземплярах, обладающих одинаковой силой. Все эти экземпляры только на русском языке. Русский язык является и основным официальным языком общения членов союза БРЭЛЛ во время встреч. Только недавно договор был дополнен поправками, согласно которым при общении по рабочим делам может использоваться и английский язык», — заключает издание.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS, текст которого опубликован на официальном сайте президента России, Владимир Путин раскритиковал выход стран Прибалтики из кольца БРЭЛЛ. В самой Литве, тем временем, не исключают, что Россия может выставить счёт за убытки.