Рецессия в России в 2015 году будет углубляться, в 2016 году экономический рост будет нулевым — таковы выводы нового исследования, обнародованного рейтинговым агентством Moody’s. Эксперты, опрошенные корреспондентом ИА REGNUM 14 августа, считают, что падение экономики обусловлено, прежде всего, оттоком капитала и зависимостью России от ситуации на нефтяных рынках, а влияние санкций на этот процесс минимально, при этом объективность крупнейших рейтинговых агентств вызывает вопросы не только в России.

banana.by
Заброшенный зернообрабатывающий завод.

Cогласно исследованию Moody’s, падение цен на нефть и ослабление курса рубля увеличивают риски углубления рецессии в России. Прогнозы агентства базируются на данных Росстата по ВВП: они свидетельствуют, что спад во втором квартале 2015 года более чем удвоился — 4,6% после спада на 2,2% в первом квартале. Такое последовательное снижение ВВП — это однозначная рецессия, утверждают аналитики Moody’s. Агентство прогнозирует, что в целом по 2015 году спад экономики России составит 3%, а в 2016 году приходится рассчитывать лишь на нулевые показатели роста.

Эксперты Moody's среди других факторов рецессии выделяют международные санкции в отношении России: по оценкам рейтингового агентства, санкции обойдутся России в 1−1,5% реального ВВП вплоть до 2020 года. То есть почти половину от предполагаемого уровня падения ВВП можно считать «заслугой» санкций — такой вывод следует из выкладок агентства.

«Объективность»

Между тем объективность рейтинговых агентств вызывает серьезные сомнения, и основания для них появились задолго до обострения отношений между Россией и Западом. Об «объективности» западных рейтинговых агентств не менее объективно говорит последний кризис, причиной которого стали проблемы subprime-кредитования (т.е. ипотечного кредитования с высоким риском) на основе высоких рейтингов активов, не имевших под собой никакой реальной стоимости, напоминает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. «Именно поэтому в последние годы рейтинговые агентства судятся с властями западных стран и несут огромные убытки по урегулированию претензий. Это если говорить о собственно рейтингах — ведь репутация, несмотря на высокие позиции трех агентств (S&P, Moody’s и Fitch) на мировых рынках, вещь очень важная. Так и в ситуации с нашими рейтингами — ни для кого не секрет, что решение о том же последнем снижении рейтинга России — политизированное, основанное на допусках и домыслах», — говорит он.

В то же время невозможно отрицать тот факт, что экономика падает, добавляет эксперт. «Но проблемы связаны не только с санкциями. Тут и старая промышленная база, и нефтяная игла, и отток капитала, продолжающийся не первый год. Так что, да, ситуация в российской экономике тяжелая, но основана эта тяжесть не только и не столько на санкциях, сколько на внутренних проблемах, которые санкции просто усугубили», — подчеркивает Базыкин.

Не так страшны санкции, как низкий спрос

Санкции являются вовсе не основной причиной падения российской экономики, считает начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. «Для российской экономики более болезненным, чем санкции, является продолжение снижения цен на нефть и низкий потребительский и инвестиционный спрос. Потребители явно перешли на режим экономии», — говорит эксперт. При этом, по его мнению, экономика начала адаптироваться к текущим трудностям.

Политика ЦБ и Минфина — и реальность

Иностранным рейтинговым агентствам нельзя было доверять и в «мирное время», поскольку они постоянно лоббируют чьи-то интересы, указывает эксперт Русской школы управления Кирилл Линник, уточняя, что в данном конкретном случае с прогнозами Moody’s по будущему российской экономики сложно не согласиться. «При этом основной причиной рецессии российской экономики является системный кризис, а не санкции. Санкциями удобно прикрывать еще большие проблемы», — говорит Линник.

По его мнению, ситуация в экономике достаточно тяжелая с дальнейшими тенденциями к ухудшению: рекордно высокая зависимость курса рубля от цен на нефть при прогнозах падения цен до 36 долларов/баррель, а за первое полугодие 2015 года из страны выведено капиталов, по разным оценкам, от 80 млрд до 100 млрд долларов. «Поведение правительства не соответствует ситуации: слишком мягкие либеральные меры ЦБ и Минфина вызывают лишь негативные эмоции у большинства бизнесменов из реальных секторов экономики и радость в стане игроков на валютном рынке», — резюмирует он.

Претензии — к монетарным властям

В свое время мнения и прогнозы американских рейтинговых агентств можно было упрекнуть в политической ангажированности, однако нынешний взгляд Moody’s выглядит очень здраво, полагает директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев. «Падение цен на нефть и другие товары российского экспорта больно бьет по российской экономике. Девальвация рубля, которая проходит на фоне полного бездействия российского ЦБ, раскручивает инфляционную спираль, которая убивает как потребительский спрос, так и инвестиционную активность предприятий. Соответственно, можно сделать вывод, что в падении российской экономики виноваты не только санкции и падение цен на нефть, но и действия российских монетарных властей, которые принципиально не понимают характер новой макроэкономической реальности», — отмечает он.

Изменить ситуацию может только рост цен на нефть, но данный сценарий пока не просматривается, констатирует эксперт. «Российское правительство может также начать использовать финансовые резервы для стабилизации курса рубля, покрытия бюджетного дефицита и стимулирования внутреннего спроса. Однако данная экономическая политика не имеет ничего общего с классическим либеральным взглядом на экономику и вряд ли может быть реализована при действующем кабинете министров», — заключает Разуваев.