В этом году Сабантуй в Татарстане отмечается не в конце июня, как обычно, а 1 августа. Об этом заявила сегодня начальник управления культуры казанского исполкома Айгуль Горнышева, передает корреспондент ИА REGNUM.

«Такое решение принято из-за того, что Казань стала хозяйкой чемпионата мира по водным видам спорта, внимание всего мира привлечено к нашему городу, мы хотим, чтобы гости чемпионата и Конгресса местных властей Евразии поближе познакомились с татарской культурой, к тому же в этом году наш город отмечает особую дату — 1010- летие», — пояснила подобное решение чиновница Горисполкома. Напомним, 16-й Чемпионат мира ФИНА по водным видам спорта проходит в Казани с 24 июля по 9 августа, Конгресс местных властей Евразии — с 13 июля по 1 августа.

По словам Горнышевой в этом году на праздник, который, как и в прошлые разы, пройдет в Березовой роще пригородного казанского района Мирный, выделено 30 млн рублей. И в данный момент там идет монтаж импровизированных сельских подворий, над созданием которых работают одиннадцать муниципальных районов республики.

«Гости праздника смогут попробовать себя в кузнечном и гончарном деле, сплести изделия из бересты, отведать национальную кухню», — сказала чиновница.

Но не все жители региона разделяют подобное вольное отношение властей Казани к традиционному празднику:

«Боюсь, светские власти вконец погубят народный праздник, — высказала свои опасения на своей странице в одной из популярных сетей казанская журналистка Ольга Юхновская. — Мало того, что при коммунистах его (праздник — прим. ИА REGNUM) волевым решением сдвинули на два месяца «для удобства». А в 2015-ом Сабантуй уже и не в июне, а на 1 августа «назначен». Какой уж тут древний праздник Плуга? Скорее, подготовка к празднику Урожая… Так теперь еще удумали посвятить Сабантуй-2015 …1010-летию Казани. Ну, не маразм ли? Полная дискредитация традиции, на мой взгляд. С тех пор, как Сабантуй сделали культурным брендом, наблюдаю сплошную профанацию. Помню, что в одном из районов РТ однажды провели Сабантуй «по канонам шариата» (так сообщал в 2010-ом Татар-информ). Какой шариат, я вас умоляю, на древнейшем языческом празднике?»

При этом многие авторитетные ученые также ставят и под сомнение и так называемое «тысячелетие Казани», считая, что эта дата была выбрана в свое время татарстанскими властями также исключительно из политических соображений.

«В 1977 году в тогдашней Татарской АССР пытались отпраздновать 800-летие Казани, — вспоминает кандидат исторических наук Александр Овчинников. — В ответ на это один из ведущих специалистов по исторической географии Золотой Орды, московский историк Вадим Егоров в 1975 году в научном журнале «Советская археология» написал статью «О времени возникновения Казани», убедительно опровергая эту версию, и склоняясь к тому, что Казань основана в конце ХIV века (материалы русских летописей это подтверждали). Однако в середине руководство Института языка, литературы и истории Академии наук РТ (в лице ее директора, академика Мирфатыха Закиева и заведующего кафедрой археологии Казанского университета Азгара Мухамадиева) заявляют о том, что Казани может быть и 1000 лет. Правда, академик Закиев тут же высказался о том, что город основало какое-то тюркское племя кашаны, но его никто не стал слушать».

Первым, кто эту идею поддержал, был мэр Казани Камиль Исхаков, который поручил доказать или опровергнуть данную точку зрения местным историкам. Почувствовав возможность получить на этом неплохие бонусы, последние, естественно, опровергать ничего не стали. Тут же была дана команда всем «своим» археологам доказывать 1000-летие.

«Вслед за Камилем Исхаковым об «открытии» узнал Минтимер Шаймиев, которому эта идея, особенно на фоне празднования в 1998 году 850-летия Москвы, очень понравилась. А тут тебе не каких-то восемь столетий, а целых тысяча лет, что особенно приятно: мы же, оказывается, древнее Москвы, — отмечает Александр Овчинников. — И вдруг в раскопках стали появляться находки, говорившие о том, что городу 1000 лет: бусинки, керамика, пряжки, наконец, монеты, среди которых и чешская, датированная 1005 годом. Если внимательно проанализировать официально найденные вещи, то окажется, что Казани не 1000, а 1100 или 1200 лет. Однако известно, что в VIII — IX вв. н.э. у булгар вовсе не было постоянных поселений, тем более городов. Законы логики заставляют предположить, что кто-то, не очень хорошо знающий археологический материал, использовал найденные в других местах раннебулгарские вещи для удревления Казани, но, мягко говоря, перестарался. Главный же аргумент против тысячелетней истории города — это наличие Иске-Казани (Старой Казани) — городища XIII — XVI веков, расположенного в 45 км от Казани близ деревни Камаево Высокогорского района Татарстана. Если то, что мы называем Старой Казанью, появилось в XIII веке, то как тогда Новая Казань (Казанский Кремль) могла появиться в XI веке?»