9 декабря в Александровском зале Кремля состоялось заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ с законодательными (представительными) органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей). В работе Совета приняли участие руководители региональных парламентов, представители Федерального Собрания и Администрации Президента России. Заседание Совета провел Президент РФ Владимир Путин.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Верховного совета республики Хакасия, председатель Верховного совета республики Хакасия Владимир Штыгашев по возвращению из столицы прокомментировал итоги работы Совета законодателей.

- Владимир Николаевич, какие задачи стояли перед нынешним заседанием собрания законодателей?

- Напомню, что Совет законодателей, или как его правильно называют - Совет по взаимодействию Совета Федерации с региональными законодательными органами государственной власти, был созван впервые в прошлом году. Он сформирован с той же целью, что и Государственный Совет при Президенте страны, с той лишь разницей, что Совет законодателей состоит из руководителей парламентов субъектов Российской Федерации, а Госсовет из губернаторов и глав регионов. Заседание было уже третьим по счету и приурочено к 10-летию Конституции Российской Федерации. И, в принципе, это правильный подход - рано или поздно необходимо собирать такие совещания, чтобы проанализировать и оценить развитие нашего Основного закона и определить дальнейшие пути развития страны и ее правовой системы.

- О чем говорил Президент Владимир Путин на заседании?

- Средства массовой информации подробно уже осветили работу Совета законодателей. Самое главное - Президент жестко пресек разговоры о необходимости внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию России. Я с ним солидарен и вот почему: внесение изменений в основной закон сейчас было бы поспешным - ситуация в стране стабилизируется, и что-то менять значит подвергнуть всю систему изменениям. Надо сначала окончательно стабилизировать процессы в экономике, в социальной сфере - а потом задумываться об изменении Конституции. А из того, что осталось за кадром выступления Президента, хотел бы отметить первое, что сказал глава государства: с принятием Конституции Россия стала реальным федеративным государством, в котором гарантировано равенство прав всех субъектов Федерации, учтены и сохранены исторические традиции регионального разнообразия. Это напрямую связано со статусом и благополучным развитием Хакасии как республики.

И второе. Было учреждено федеративное государство с двумя уровнями законодательства - федеральным и региональным. При этом у законодателей появился стабильный и четкий ориентир в работе, закрепленный в конституционных положениях. В 93-м году в распоряжении у субъектов Федерации оказался ответственейший инструмент - свобода в области законотворчества. Свобода в рамках тех предметов ведения, которые установила Конституция. И регионы не замедлили в полной мере воспользоваться своими правами и возможностями. Порой даже с перебором и, как показала практика, многие регионы быстро столкнулись с тем, что разработка и принятие качественных и грамотных законов - не такое уж и простое дело. К примеру, в Республике Хакасия за минувшие годы приняты десятки законов. Сейчас нам приходится вести работу по их изменению и дополнению, приведению в соответствие с федеральным законодательством, которое, кстати, сказать, тоже не стоит на месте и активно развивается. В этом и плюсы, и одновременно минусы сложившейся двухуровневой законодательной системы.

- Какие задачи были поставлены перед региональными парламентами на ближайшее время?

- Вы знаете, что в этом году приняты федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Для их эффективной реализации требуется еще большой блок законодательных актов, разработкой и принятием которых займутся и новая Государственная Дума, и Совет Федерации, и Правительство РФ. В то же время нельзя забывать, что полномочия регионов, особенно начиная с 2005 года - будут значительно увеличены. В зону региональной ответственности перейдут многие вопросы, которые сегодня регулируются федеральным законодательством. Для нас как региональных парламентов это, безусловно, огромная нагрузка и испытание на профессионализм и политическую зрелость.

В короткие сроки нам предстоит принять немало региональных законов. В том числе по таким значимым вопросам, как образование, здравоохранение, земельные отношения. И здесь важно не повторить ошибок федерального законодателя. При этом любые, определенные законом, функции и намерения региональной и местной власти долж-ны соизмеряться с возможностями бюджетов, быть финансируемыми мандатами. Такая позиция является честной и реалистичной, понятной и одобряемой нашими избирателями.

- Со следующего года меняется принцип формирования региональных парламентов. Что по этому поводу сказал президент и каковы настроения в регионах?

- 7 декабря, да и несколько ранее, в некоторых наших регионах прошли выборы депутатов региональных парламентов, сейчас они только входят в систему своей работы. Устоявшаяся же практика на протяжении нескольких лет есть в Красноярском крае, где такая система уже показала себя в действии. Сейчас по моему заданию специалисты подробно изучают механизм как проведения избирательной кампании по партийным спискам и одномандатным округам, так и механизм работы уже избранного парламента. По моему мнению, постепенно партийность должна стать обычной рабочей характеристикой законодательных органов регионального уровня. В немалой степени это должно помочь как укреплению единого государства, так и созданию стройной партийной системы. Системы логичной, понятной избирателям и способной на практике решать их насущные проблемы. Кстати говоря, это должно помочь и лучшему участию региональных законодателей в федеральном законотворческом процессе: если региональные парламенты будут образованы по партийному списку, по этой системе легче будет продвигать свои идеи в Государственную Думу.

Между тем процесс "вживления" партийной активности в парламентскую работу - дело непростое и крайне ответственное. Особенно там, где такой практики никогда не было. И здесь мы ждем от Совета законодателей помощи и необходимых методических рекомендаций. Такая работа очень важна и она уже ведется. Сегодня в Республике Хакасия созданы и зарегистрированы более тридцати региональных отделений федеральных политических партий. Итоги выборов 7 декабря для наших региональных отделений - тот реальный показатель поддержки жителей Хакасии, от которого необходимо отталкиваться в дальнейшей своей деятельности, в том числе и в подготовке к выборам депутатов Верховного совета республики Хакасия в следующем году.

- Как вы оцениваете эффективность работы Совета законодателей?

- В свое время я и ряд моих коллег-руководителей региональных парламентов, коллег по бывшему Верховному Совету России, и по Совету Федерации, активно поддерживали инициативу создания Совета законодателей, поскольку в этом органе виден определенный инструмент влияния на качество законодательства. На то, чтобы приблизить законы к реальным нуждам граждан нашей страны. Работа Совета законодателей идет на пользу и стране, и нашим регионам, даем возможность не только обмена опытом по формированию регионального законодательства, но и согласовать позиции региональных парламентов по многим вопросам, решение которых зависит от федерального центра.

- С каким настроением вы вернулись из Москвы после Совета?

- Впечатления остаются двойственными. Во-первых, гнетущее впечатление оставил после себя терракт у "Националя"... Во-вторых, Президент однозначно дал понять, что время менять Конституцию еще не пришло. А это значит, что еще не все нормы Основного закона выполнены, и необходимо концентрированно походить всем органам власти к реализации положений Конституции. Я согласен отчасти с нашими гражданами, которые говорят, что сегодняшняя Конституция в больше мере декларация, многие права и свободы, социальные гарантии остаются только на бумаге. Но с другой стороны, сколько граждан знакомы с Конституцией? 2% по последним данным социологов! Эти 2% и могут оценить все преимущества новой Конституции, которых на самом деле-то не мало. Думаю, что в этом направлении мы должны сосредоточить свою работу. Советские конституции, в свое время, были предметом обсуждения в трудовых коллективах, учебных аудиториях и потому старшее поколение до сих пор помнит и о руководящей и направляющей роли партии, и о праве на труд, отдых, пенсию и заработную плату. Сейчас же вся надежда на молодое поколение, толковую и грамотную молодежь, которая не будет ждать, когда за них кто-то сделает Россию правовым, демократическим государством. Это - их миссия. Нам же необходимо сосредоточится и качественно подготовить всю необхо-димую, в том числе - законодательную, базу для будущего прорыва. С этой задачей мы достаточно неплохо справляемся - десятилетие Конституции и итоги работы федерального парламента и региональных законодательных органов об этом свидетельствуют открыто.