В Башкирии обсуждается проект госпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в РБ». За два дня обсуждения по техническим причинам не оставлено ни одного отзыва, в целях и задачах программы отсутствует слово «российский»

12 мая в Башкирии началось объявленное региональным Министерством культуры проведение публичного обсуждения проекта постановления правительства республики "Об утверждении государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в РБ». Текст проекта постановления вызвал ряд вопросов у опрошенных ИА REGNUM экспертов.

С 2014 года реализуется федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года №718. "Разработка такого рода программ в субъектах РФ исходит из этой федеральной программы и указа президента РФ от 19 декабря 2012 года «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», — пояснил ИА REGNUM политолог, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN Ильдар Габдрафиков. Он отметил, что основным разработчиком федеральной программы выступило Министерство регионального развития Российской Федерации, в Башкирии региональную программу разрабатывает Минкульт.

Обсуждение программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в РБ» (далее — программы) будет проходить две недели и закончится 26 мая. «В связи с этим возникает вопрос: готово ли гражданское общество Башкирии к обсуждению и сможет ли оно за две недели всесторонне, детально обсудить всю программу? — отметил лидер Курултая западных башкир Ринат Гатауллин. — Вероятно, при тщательной подготовке можно было бы надеяться на неформальное обсуждение, но учитывая, что пояснительная записка и текст программы выложены только в архивированном виде и не были широко опубликованы в доступном для большинства населения Башкирии формате, эти надежды могут оказаться напрасными».

Обсуждать программу предлагается на форуме сайта регионального Минкульта, однако к вечеру 13 мая на форуме так и не появилось ни одного комментария. По словам желающих оставить отзывы, они не могут этого сделать по техническим причинам. «Это небрежность или намерение ограничить нежелательные комментарии? — спрашивают пользователи. — За два рабочих дня 237 просмотров и ни одного комментария, разве это обсуждение?»

Есть вопросы и к содержанию программы. «Цели и задачи, а также основные положения, изложенные в предложенном Минкультом РБ проекте программы, написаны по шаблону федеральной программы, — подчеркнул Ильдар Габдрафиков. — Сравнение двух текстов говорит о том, что региональный проект пока является механической компиляцией федеральной программы, и разработчикам следует проделать большую работу, чтобы в республиканской программе отразить местную специфику». По мнению эксперта, «пока в тексте присутствует, главным образом, констатация фактов и простое перечисление мероприятий в сфере национальной политики, при этом не хватает четких программ и формулировок, которые требуются в такого рода документах».

«Даже на основе беглого знакомства с документом можно сделать вывод, что в нем четко не прописана роль институтов гражданского общества (в том числе национально-культурных центров, Ассамблеи народов РБ) в укреплении гражданского единства и межнационального согласия в республике, — полагает эксперт. — В проекте пока также не прописан пункт о создании центра мониторинга, о необходимости появления которого говорил в своем недавнем докладе глава Башкирии Рустэм Хамитов на третьем съезде Ассамблеи народов РБ». Как считает Габдрафиков, ещё до вынесения проекта программы на обсуждение широкой общественности над ним должна была поработать группа экспертов — специалисты в области национальной политики, юристы, историки, лингвисты.

Часть экспертов удивил состав соисполнителей программы: среди министерств и ведомств указана только одна национальная организация, это Всемирный курултай башкир, и не указана Ассамблея народов РБ. «Не будем заострять внимание, насколько корректно выделять один народ в деле укрепления единства всей российской нации, но привлечение в этот процесс Ассамблеи народов РБ было бы более чем оправдано, — заявил ИА REGNUM председатель Общественной палаты Башкирии Рамиль Бигнов. — Возобновление полномасштабной деятельности Ассамблеи народов РБ является нашим всеобщим достижением, отмеченным главой Башкирии, и именно Ассамблея народов РБ должна стать площадкой для обсуждения самого широкого круга проблем и вопросов, в том числе и вопросов укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов в РБ».

Политолог Дмитрий Михайличенко отмечает факт нового витка обсуждения поднимаемых ранее проблем. «Создается впечатление, что своим созданием Федерального агентства по делам национальностей Москва актуализировала животрепещущий дискурс в многонациональных регионах России, — заявил ИА REGNUM политолог. — Анализ проекта документа „Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Башкирии“ свидетельствует, что его составители опять пытаются навязать обществу концепцию „самых равных среди равных“».

В целях и задачах программы слово «российский» не упоминается ни разу, а из всех этнонимов дважды присутствует слово «башкирский». В перечне подпрограмм («Содействие этнокультурному и языковому многообразию народов РБ»; «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений»; «Всестороннее и гармоничное развитие башкирского народа») также отсутствует определение «российский», а из всех народов, проживающих в регионе, отдельной программой удостоен только один этнос. Задачи сформулированы следующим образом: «развивать исторически ценные культурные, языковые традиции народов РБ; развивать деятельность национально-культурных объединений граждан как основных институтов самоорганизации этносов в целях формирования потребности в соблюдении культурных традиций и обычаев народов РБ; оказывать содействие в сохранении и развитии башкирской национальной культуры и языка».

Как считает Михайличенко, в программе речь должна идти о создании комплексных условий для всестороннего развития народов республики. «Например, непонятно, чем первая задача (развивать исторически ценные культурные, языковые традиции народов Республики Башкортостан) отличается от третьей (оказывать содействие в сохранении и развитии башкирской национальной культуры и языка), — подчеркивает Михайличенко. — Отличие только в том, что в третьем пункте подчеркивается, что башкирская национальная культура и язык получают/претендуют на особенный статус. Это крайне спорно и отдает политизацией».

По мнению политолога, стержневой идеей таких документов должна стать инклюзивная формулировка, предполагающая, что метанациональная идентичность под названием «россиянин» успешно синхронизируется с другими национальными идентичностями «русский», «башкир», «татарин» и т.д. "К сожалению, в этом документе такая генеральная линия если и прослеживается, то крайне пунктирно, а некоторые исключения позволяют заключить о том, что документ больше направлен на усиленное подчеркивание этнического многообразия, нежели единства, — полагает эксперт.

Политологом была затронута и тема межнациональных браков. «К тому же составители забывают, что в Башкирии более трети заключаемых браков являются многонациональными, — приводит аргумент политолог Михайличенко. — По данным Управления записи актов гражданского состояния РБ, в 2010 году в регионе зарегистрировано 34 тыс. 819 браков, из них межнациональных — 13 тыс. 222 или 38%».

«В Уфе как одном из евразийских центров много людей со смешанной национальной идентичностью, — резюмировал собеседник корреспондента ИА REGNUM. — Для этих людей такие вопросы вообще кажутся либо абсурдными, либо вредными, потому что их артикуляция вынуждает граждан со смешанной национальной идентичностью по умолчанию определиться со своей национальностью (хотя на самом деле большинство из них вполне устраивает то, что они россияне)».