Премьер-министр Украины Арсений Яценюк пытается сделать вид, что он не причастен к заключению соглашения о поставках электроэнергии из России, хотя своими действиями он, по сути, признал, что Крым не принадлежит Украине. С таким заявлением выступил сегодня, 20 января, украинский эксперт, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, передает корреспондент ИА REGNUM в Киеве.

Итак, Яценюк требует от министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина объяснить заключение соглашения о поставках электроэнергии между «Укринтерэнерго» и российской компанией «Интер РАО». Также Яценюк заявил, что Украина совместно с Польшей начинает консультации по модернизации части украинских теплоэлектростанций для использования угля марки «Г», который в том числе добывается в Польше. «Но при этом достоверно известно, что Яценюк был проинформирован в конце декабря 2014-го о критической необходимости заключения такого соглашения с Россией, поскольку дефицит в энергосистеме достигал 6,5 ГВт. Он совершенно точно знал о том, что в договоре Крым будет назван территорией России и условием договора являются гарантии поставки электроэнергии в Крым, и договор предусматривает штрафные санкции. Другими словами, фактически Яценюк и дал „добро“ на заключение договора с Россией, которую он всегда называет агрессором и врагом. Более того, премьер такими действиями неформально признал, что Крым не принадлежит Украине», — заявил эксперт.

По мнению Корольчука, ирония состоит в том, что именно правительство действующего премьера Украины в 2014-м целенаправленно доводило ситуацию в энергетической отрасли до предела, который Украина перешла в ноябре-декабре прошлого года и стала полностью зависима от России в вопросе поставок энергоносителей. «Безусловно — когда проблему дефицита решили и на улице не 10-15 градусов мороза, а тепло, то премьеру можно поиграть мышцами и сделать вид, что „моя хата с краю, ничего не знаю“», — отметил он. И в таких условиях, продолжает эксперт, чиновникам не остается ничего другого, как буквально на лету сочинять «легенды» о возможности строительства или новых АЭС, или модернизации тепловых электростанций. «Собственно, заверения Яценюка о замене с помощью Польши ТЭС, использующих „антрацитный“ уголь, на „газовый“ уголь — это пример такой „легенды“, а об истинной стоимости обещаний премьера свидетельствуют призывы Яценюка летом 2014 г. к населению переходить на электрическое отопление. А уже осенью и зимой украинцы столкнулись с веерными отключениями, которые сводят на нет идею перехода на электроэнергию», — отметил Корольчук.

В завершение член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий подчеркнул, что Польша в этой ситуации поступает далеко не как партнер Украины, «а как один из желающих поживиться за счет энергетических проблем нашего государства». «Ведь Польша имеет значительный профицит угля „газовой“ группы (около 9 млн т) и сама импортирует уголь антрацит из России. Соответственно, для Польши выгодно иметь Украину в качестве рынка сбыта», — резюмировал он.