Уязвимым местом Евразийского экономического союза может стать его экономическая направленность, поэтому в рамках объединения необходимо развивать политическую интеграцию, считает директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин, прокомментировавший корреспонденту ИА REGNUM состоявшееся 23 декабря заседание Высшего Евразийского экономического совета.

«Произошедшие встречи являются этапным и планомерным продвижением к реинтеграции постсоветского пространства, и то, что без лишних бюрократических проволочек приглашение в Евразийский союз подписала Киргизия, является асимметричным ответом, о котором говорил Владимир Путин. В этой связи нет ничего более важного, как восстановление геополитической субъектности постсоветского пространства для отражения внешней агрессии и для сохранения суверенитета каждого из вошедших в Евразийский союз государств в силу того, что на сегодняшний день ни одно государство в мире не в состоянии в одиночку отстоять свой суверенитет перед угрозой американской машины десуверенизации», — сказал эксперт.

Если ЕС, по его словам, является «чистой оккупационной зоной США», то Евразийский союз представляет собой альтернативу американской оккупации: «Нет ничего более важного и существенного, чем эти встречи и подписание соглашения о вступлении двух новых членов в Евразийский союз. Учитывая стремления Путина во всем следовать международному праву и соблюдать законодательство, чем не утруждают себя наши западные так называемые партнеры, то восстановление постсоветского пространства, открытие границ, снятие таможенных барьеров, выравнивание тарифов — это есть единственный доступный в этой ситуации ответ на западную агрессию. В противном случае Россия неизбежно должна прибегнуть к горячим формам ответа в силу того, что мы подвергаемся агрессии со стороны Запада, в первую очередь США, которые действуют чужими руками, а все их действия направлены на разрушение российской государственности, на лишение России суверенитета и на выведение России из глобального пространства принятия решений».

Интеграция на постсоветском пространстве, как заметил Валерий Коровин, является ответной формой движения к альтернативной многополярной модели мирового устройства, в которой будет не один центр, как сегодня, а несколько: «Пять-шесть цивилизационных центров будут определять судьбу человечества, и на наших глазах складывается один из таких цивилизационных полюсов — евразийский полюс, который становится тем самым краеугольным камнем грядущего многополярного мира».

Он назвал и недостатки объединения. Это, по мнению Коровина, «излишнее акцентирование на экономической составляющей проекта и появление отсюда буквы „Э“ в аббревиатуре»: «Превращение Евразийского союза в Евразийский экономический союз, на мой взгляд, объясняется все еще не изжитым страхом лидеров постсоветских государств перед американской гегемонией, перед США в целом, которые наложили своего рода табу на любые интеграционные процессы за пределами экономики и торговли. Но надо понимать, что без политической составляющей такие интеграционные проекты не имеют долгосрочных перспектив, потому что экономика, как мы видим, особенно по последним событиям, вещь изменчивая, и без политической консолидации, без складывания геополитической субъектности больших блоков невозможно удержать и экономический уровень».

ИА REGNUM напоминает, что 23 декабря в Кремле состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, посвященное практическим аспектам начала функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза и его органов. В этот же день был подписан договор о вступлении в Евразийский союз нового члена — Киргизии.