Нарек Карапетян. Возможности сельского хозяйства Армении в ЕАЭС
Москва, 13 ноября, 2014, 21:23 — ИА Регнум. 3 сентября 2013 года президент Армении Серж Саркисян объявил о решении страны вступить в Таможенный Союз. К этому времени доля стран Таможенного Союза во внешнеторговом обороте страны достигала 22%. Для сравнения, со странами же Европейского Союза торговый оборот составлял 27% от внешней торговли. Выбор Армении в пользу интеграции с ЕАЭС обусловлен доступностью его рынков в транспортном отношении, сравнительной конкурентоспособностью армянских товаров на рынках этих стран, фактом предоставления Россией скидок на поставку энергоносителей, в том числе природного газа и, конечно же, военным фактором. Не секрет, что Армения находится в состоянии вооруженной конфронтации с азербайджанским государством, и соглашение Армении с Россией и другими странами СНГ в рамках ОДКБ является одним из сдерживающих факторов против агрессии Азербайджана. Все эти факторы в совокупности решили естественный выбор Армении в сторону интеграции с Таможенным Союзом.
Со вступлением в Евразийский экономический союз — Таможенный Союз перед экономикой страны откроется огромный рынок почти в $2,4 трлн. Главный вопрос перед экономикой Армении в этот период состоит в том, сможет ли она предоставить этому рынку конкурентоспособную в качественном и, что гораздо проблематичнее, в ценовом отношении продукцию. В этом исследовании мы исходили из данных, опубликованных государственными структурами Республики Армения и Российской Федерации, опросами среди предпринимателей, проводимыми студентами факультета социологии ЕГУ, коммерческим опытом экспорта отечественных товаров.
Сельское хозяйство занимает ключевое место в экономике Армении, на него приходится 18% от ВВП и 44% от общего числа занятых. Цифры впечатляющие. Но, тем не менее, армянская сельхозпродукция намного дороже по сравнению с турецкими и азербайджанскими товарами на рынке России.
Для наглядности приведем пример: согласно данным продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (FAOSTAT), томат по площадям выращивания занимает первое место в мире среди овощных культур. При этом 60% всей площади относится к парниковым хозяйствам.
Россия по производству томатов занимает 6-ое место в мире с ежегодным урожаем в 2,4 миллион тонн. Несмотря на это, Россия не обеспечивает себя данной продукцией и в год импортирует томаты на сумму около $1 млрд.
Основным экспортёром, обладающим 45% рынка, является Турция, на втором месте (до введения взаимных санкций между Россией и странами ЕС) был Европейский Союз со своими 20%, и на третьем месте, как бы странно это не звучало, другой региональный игрок на этом рынке, Азербайджан. В зимнее время 90% общего рынка томатов в России является импортным. Абсолютный лидер на этом рынке — Турция, завоевала свое место благодаря низкой цене и стабильности поставок. В зимнее время турецкие овощи почти на 40% дешевле армянских. Это звучит довольно интересно, так как Турция закупает газ, основной фактор ценообразования парниковой продукции, за $400 за 1000 куб.м. по сравнению с $190 у Армении.
Дело в том, что Турция, закупая газ за $400, субсидирует его для населения, и это приводит к тому, что этот газ продается за $530, то есть с наценкой в 30%. Для сравнения, закупочная цена газа для Армении на границе составляет $190 за тысячу кубов, а цена реализации населению равна $370 за тысячу куб., то есть наценка равна 94%. Цифра в сравнении говорит сама за себя. Если Армения хочет занять место на рынке сельхозпродукции Таможенного Союза, она должна серьезно поработать над ценообразованием и снизить ее минимум на 30%, чтобы цена была конкурентоспособна по отношению к товарам из Турции и Азербайджана.
Начнем с начала: какими преимуществами Армения обладает по сравнению с производителями других стран?
Первое и самое главное, на что следовало бы обратить внимание, — Россия поставляет газ в Армению по самой дешевой из ныне существующих цен в мире. Это колоссальное преимущество для всех секторов производства и для парниковых хозяйств в частности. Преимущество, которым, к сожалению, не пользуются.
80% ценообразования парниковых товаров (например, помидоров) составляет цена на газ. Для покупателей, потребляющих больше 10 000 кубометров газа, в Армении цена составляет $275. При этом наценка «Газпром-Армения» составляет 40%. При нынешней наценке Армения теряет свое конкурентное преимущество по сравнению с другими странами. Другие страны субсидируют газ для населения, а Армения включает НДС в цену газа. Предоставление субсидий сопоставимых с НДС от потребленного газа хотя бы для производителей могло бы сильно помочь энергоемким отраслям экономики, в том числе парниковым хозяйствам.
Еще одна важная причина высокой цены на конечный продукт — это слабое место армянской экономики — логистика. Перевозка быстропортящихся армянских продуктов связана с риском, который транспортировщики долго не могут контролировать. Это риск возможных перебоев движения в зимнее время через КПП «Верхний Ларс» (Кавказский хребет), единственной дороге, связывающей Армению с Россией. Задержка таких рейсов на пять, а то и на семь дней, может повлиять на имидж армянских поставщиков. Ведь для этой отрасли в один ранг с ценой встаёт и бесперебойность поставок, а также качество доставляемого товара, которое, как мы понимаем, после 7 дней задержки не может быть высоким. Лучшим решением проблемы было бы открытие Абхазской железной дороги, что привело бы к этой самой бесперебойности, а также снизило бы ценовые издержки поставляемого товара.
Не зря каждый раз, когда предпринимаются какие-либо шаги в этом направлении, власти Азербайджана начинают проявлять активность, понимая, что это станет серьезным толчком для развития экономики Армении. Иными словами, без открытия Абхазской части ЖД создать эффективную промышленность в сфере сельского хозяйства государство не сможет, так как ему нужен надежный транспортный доступ в основной рынок сбыта — ЕАЭС. По имеющимся у меня данным власти Армении сегодня работают над решением этой ключевой задачи.
До этого Армении незамедлительно требуется провести переговоры с Грузией по проведению этой страной конкретных мероприятий для улучшения транспортной ситуации в «Верхнем Ларсе». Повторяю, это жизненно важный вопрос, и единственная сухопутная артерия, связывающая Армянское государство с РФ.
Еще одна помеха для экспортера связана с требованием разнообразных документов для разрешения экспорта. Думаю, если правительство Армении планирует создать экономику с ориентировкой на экспорт, то ему нужно облегчить получение этих документов путем введения для экспортеров принципа «одного окна» (когда потенциальный экспортер сообщает о своем желании осуществить экспорт и делает денежный взнос, а соответствующий орган обязывается в течение конкретного времени решить вопросы с документами). Такая практика используется Грузией.
Эти мероприятия и мягкая налоговая политика по отношению к парниковым хозяйствам могут в ближайшей перспективе увеличить присутствие страны на рынке сельхозпродукции ЕАЭС, учитывая благоприятные условия, связанные с введением санкций Россией по отношению к западным производителям и потенциальным конкурентам страны на рынке ЕАЭС. Этим вакуумом нужно воспользоваться. И напоследок аналогия, которая ярко показывает ситуацию со вступлением Армении в ЕАЭС. Если человек купил абонемент в спортзал, это не значит что он уже спортсмен, это значит, что у него есть возможность стать спортсменом вследсвие работы над собой. Станет ли Армения «спортсменом», покажут действия в направлении решения вышеперечисленных задач.
Нарек Карапетян — экономист, бизнесмен (Армения), специально для ИА REGNUM