Транспортный кусок от бюджетного пирога не даёт покоя саратовской элите
Саратовская область, 3 октября, 2014, 12:16 — ИА Регнум. В Саратовском областном правительстве задумали оптимизацию системы пассажирских перевозок, как выход из финансового тупика — задолженности перед транспортными предприятиями за перевозку льготников, исчисляемую сотнями миллионов рублей. Депутаты регионального парламента — представители бизнес сообщества восприняли идею в штыки, озаботившись тем, что ухудшится качество жизни электората, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Тема компенсаций из казны транспортникам, львиное большинство которых — это частники, постоянно лихорадит умы представителей саратовской политической бизнес элиты, так или иначе заинтересованных в этом вопросе. Речь идет о сотнях миллионов рублей при «непрозрачном» учете перевезенных льготных пассажиров на фоне закредитованного областного бюджета (госдолг региона превышает 46 млрд рублей).
Напомним, в феврале председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям облдумы Алексей Мазепов констатировал, что транспортникам должны 241,1 млн рублей. Выводы депутатского корпуса в лице Мазепова: финансовое положение организаций — перевозчиков ухудшается, что негативно сказывается на их работе, а это вызывает закономерное недовольство населения. В апреле частные перевозчики лоббировали свой интерес, направив открытое обращение региональным властям с просьбой пересмотреть действующие тарифы в общественном транспорте. В качестве аргументов было заявлено, что они работают себе в убыток, так как цена на проезд слишком низкая, не позволяет содержать подвижной состав в должном состоянии и обеспечивать безопасность. В июле этой теме были посвящены депутатские слушания.
В сентябре «льготная история» пополнилась противостоянием кланов политэлиты, но уже с участием железнодорожного бизнеса. Парламентарии на расширенном заседании совета Общественной палаты области по проблемам пригородных железнодорожных перевозок недоумевали по поду «взятых из воздуха» тарифов дочерней компании РЖД — ОАО «Приволжская железная дорога», её «социальной не ответственностью», «процессами индексации в сотни раз превышающими процессы инфляции». Яблоком раздора стали 700 млн рублей, которые железнодорожная компания требует с облправительства. И опять во главу угла были поставлены интересы граждан. Глава комитета облдумы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Сергей Нестеров так и сказал: «Откуда появилась сумма в 700 млн рублей?» Финансовый механизм взаимоотношений между облправительством, субсидирующим перевозку пассажиров, и ПЖД разъяснила глава регионального комитета госрегулирования тарифов Лариса Новикова. Пригородные перевозки осуществляют три компании: ОАО «Приволжская железная дорога», ОАО «Саратовская Пригородная Пассажирская компания» и ООО «Межрегиональная Пассажирская компания». Вся инфраструктура, дорога и подвижной состав принадлежат ОАО «РЖД», которое сдает их в аренду ОАО «ПЖД», а то, в свою очередь — двум другим. Более половины доходов ОАО «ПЖД» платит за аренду. По ее словам, возникла серьезная проблема с основным перевозчиком — ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания»: « В 2012 году эта фирма, акционерами которой являются ОАО „РЖД“ и само правительство, подавала экономически-обоснованный тариф на уровне 21,87 рублей. В 2013 году заявка составила 35,97 рублей, в текущем году — около 33 рублей».
Вчера, 2 октября, в региональном парламенте состоялся круглый стол на тему «Транспортный комплекс Саратовской области: проблемы и пути решения». Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Андрей Дармограй доложил, что пассажиропоток по региону за год составляет около 220 млн человек. На рынке автоперевозок работает более 700 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, 22 из которых — это акционерные общества со 100% долей области. Частные перевозчики вытесняют госпредприятия, занимая наиболее выгодные маршруты, а большую часть социальной нагрузки несут госкомпании. Такая ситуация характерна, прежде всего, для крупных городов. Так, в Саратове частники обслуживают до 95% маршрутов, в Балакове — 80%, Балашове — 75%, а в городах Энгельсе, Вольске, Ртищево — все 100%. Госпредприятия вынуждены обслуживать малодоходные пригородные и межмуниципальные маршруты (52 % всех перевозок), терпят убытки и не способны конкурировать на рынке. К тому же существует большая задолженность облбюджета за перевозку льготников. Как отметил Дармограй, вкупе все это привело к тому, что шесть госавтотранспортных предприятий уже находятся под процедурой банкротства, на грани банкротства — еще пять организаций.
В информационно-аналитическом отделе облдумы корреспонденту ИА REGNUM пояснили, что оптимизация отрасли по задумке регионального правительства должна выглядеть следующим образом. Часть неэффективных предприятий предлагается обанкротить, сохранив базовые организации в крупных городах. В отношении остальных можно будет рассмотреть разные варианты, в том числе, возможность передачи пакетов акций АТП муниципальным образованиям. Наряду с этим предлагается оптимизировать маршрутную сеть путем объединения направлений, и, если понадобится, индексировать тарифы на проезд, а также привлечь на маршруты частников. На все эти процедуры, по мнению чиновника, понадобится не менее года. Министр транспорта Николай Чуриков отметил, что оптимизация не предполагает обязательное сохранение госпредприятий. Главное для власти — обеспечить доступность и качество для народа.
Депутат облдумы — он же гендиректор ОАО «Автокомбинат № 2» Андрей Беликов категорически не согласен с такой оптимизацией. Его вариант — целиком изменить систему управления транспортным комплексом региона путем централизации и создания единого автопредприятия с единой службой наблюдения и координации. Как он выразился, это позволит создать равноправные условия для всех и понятные «правила игры». Андрей Беликов спросил чиновников, как получилось, что в очереди на банкротство оказалось ОАО «Автобусный парк», которое обладает большим имущественным комплексом и территорией в перспективном для застройки районе Саратова. Вместе с тем, в числе «прибыльных» оказалось ОАО «Пассажиртранс- 1», у которого на балансе нет никакой собственности. Зампред облправительства Василий Разделкин ему ответил, что критерии, по которым оцениваются результаты работы предприятий, для всех одинаковые — это показатели финансово-экономической деятельности.
В этой связи стоит отметить, что идея создания саморегулируемых организаций, которые помогут упорядочить работу транспортного комплекса региона, пришлась по душе всем. Но идея приватизации госпредприятий была депутатами отвергнута. Как сказал Алексей Мазепов: «Сегодня депутаты и общественность убедились, что предлагаемый план оптимизации отрасли автотранспортных пассажирских перевозок не достаточно проработан. Требуют дополнительных разъяснений вопросы экономической обоснованности необходимости банкротства или объединения транспортных предприятий госсектора. Важно, чтобы при реформировании отрасли не ухудшилось положение жителей нашей области, была обеспечена транспортная доступность в самые отдаленные территории».
Саратовский политолог Дмитрий Олейник обратил внимание корреспондента ИА REGNUMеще на одну проблему — отсутствие учета перевезенных льготников и то, что транспортникам выгодно самим у себя покупать льготные проездные, а потом выставлять правительству счета за компенсацию якобы перевезенных льготников.
- Украинский лётчик сдался в плен в Курской области — 1039-й день СВО
- Россиянам перечислили законы, которые вступят в силу с 1 января
- Во Внуково около 200 пассажиров 12 часов ждут вылета во Владикавказ
- ВС России нанесли удары по военным аэродромам и площадке запуска дронов ВСУ
- Средства ПВО сбили украинский беспилотник над Ростовской областью