Отряду экспедиции Института археологии РАН под руководством Леонида Беляева, ведущему раскопки на территории Тверского кремля, удалось впервые обнаружить фрески, относящиеся к самой "темной" эпохи в истории Северо-Восточной Руси, концу XIII века. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказали в Институте археологии Российской Академии Наук.

"Этот маленький лик - абсолютная бомба с точки зрения истории искусства. Потому что мы, наконец, можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси XIII века. У нас не было вообще ничего за, примерно, 70-75 лет, с конца 1220-х-1230-х годов. Встречались отдельные фрагменты, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное - ни кусочка резьбы или фрески в центральной России, которая была бы создана после монголов и, в сущности, до конца XIV века", - так прокомментировал ценность сделанной находки руководитель экспедиции.

По сообщению института, важнейшие находки были сделаны на месте древнего Спасо-Преображенского собора, построенного в Тверском Кремле в 1285-1290 годах. Это первый каменный городской собор Северо-Восточной Руси, построенный после монгольского нашествия.

Стиль фресок и найденных вместе с ними фрагментов каменной резьбы указывает, что их авторы не просто наследники мастеров Византии - они хорошо знакомы с позднероманской белокаменной резьбой Владимиро-Суздальского княжества и готическим стилем живописи. Ближайшие "родственники" фресок - росписи псковского Снетогорского монастыря (1314 года).

Ученые отмечают, что авторы найденной фрески были исключительно умелыми мастерами и настоящими художниками. В стилистике их прослеживается не только византийская традиция, несущая явный отсвет раннехристианского, классического искусства, но и элементы готики.

Особенно важно то, отмечает Беляев, что находка сделана в одном из самых важных центров того периода истории, в Тверском княжестве - признанном центре Северо-Восточной Руси, с которым Москва на рубеже 13-14 веков еще не могла соперничать.