"В истории образования Гагаузии и Приднестровья много общего, но ставить эти случаи в один ряд некорректно, по крайней мере, с точки зрения истории двух территорий и устремлений их политического руководства", - заявил 16 июля в интервью азербайджанскому изданию Publika.az башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал.

"У Гагаузии есть своё видение по многим вопросам, которое отличается от официальной позиции Кишинёва, - продолжил Формузал. - Это касается и интеграции в Евросоюз, и сотрудничества с восточными партнёрами, и комплекса внутриполитических проблем. Но при этом мы исходим из того, что Гагаузия является неотъемлемой частью независимой Республики Молдова. Более того, мы видим свою миссию в том, чтобы быть своеобразным якорем для молдавской государственности, последовательно выступая против процессов утраты государством своего суверенитета".

Башкан заявил, что в 1994 году тогдашние президент Турции Сулейман Демирель и президент Азербайджана Гейдар Алиев сыграли решающую роль в урегулировании гагаузско-молдавского конфликта путем вхождения Гагаузии в состав Молдавии на правах автономии. "От Баку и Анкары мы ждём сегодня одного: чтобы они стали официальными гарантами сохранения Гагаузской автономии в составе независимой Молдавии", - подчеркнул глава автономии.

Отвечая на вопрос азербайджанского издания о позиции по нагорно-карабахскому конфликту, Михаил Формузал заявил следующее: "Ко всем замороженным конфликтам, особенно, если речь идёт о межнациональных конфликтах, я стараюсь относиться исходя из единых принципов. Во-первых, ключевую роль в урегулировании должны играть сами стороны конфликта, а роль международного сообщества должна ограничиваться созданием условий для переговорного процесса. Это позволит избегать применения двойных стандартов, когда многочисленные международные организации в похожих ситуациях выступают с противоположными позициями. Во-вторых, как военный человек, я являюсь принципиальным сторонником мирного варианта урегулирования территориальных споров. Лучше 10 лет вести переговоры, чем один день хорошо повоевать. И, наконец, в-третьих, я всегда привожу в пример Гагаузскую автономию, как редчайший случай практически мирного урегулирования территориального конфликта. Все годы, что я возглавляю Гагаузию, я стараюсь убедить руководство страны, что создание автономии в составе Молдавии - это большое достижение, из которого можно сделать успешную модель для решения аналогичных проблем во всём мире. Для этого властям РМ необходимо лишь выполнять все статьи Закона "Об особом правовом статусе Гагауз Ери" от 1994 года. Думаю, что в рамках этих принципов и идей стоит рассматривать и перспективы разрешения проблемы Нагорного Карабаха".

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.