Слова калининградского губернатора Николая Цуканова о приезде в самый западный регион России "подкачанных парней из Украины" для "раскачки майдана" вызвали большой общественный резонанс. Экспертные оценки губернаторского высказывания последовали незамедлительно: от анекдотичного - "такие заявления могут быть использованы для расправы со своими политическими противниками" до категоричного - "майдан в Калининград невозможно экспортировать".

Одновременно калининградская блогосфера вдоволь поиздевалась над главой региона, публикуя коллажи Цуканова на фоне мускулистых парней с голыми торсами или визитки с надписью "До тридцати лет, накачанный, без родственников, "Правий сектор Калининград".

В свою очередь редакция ИА REGNUM попыталась выяснить, насколько весомо заявление руководителя Калининградской области. Вот что нам стало известно.

С пятницы, 14 марта 2014 года (дата взята символическая - накануне референдума о воссоединии Крыма с Россией) по настоящее время через границу Калининградской области проследовало 10 тыс. 576 граждан Украины. Из них на выезд из России - 5 тыс. 89 человек, а на въезд - 5 тыс. 487 человек.

Львиная доля украинцев приезжает в Калининград через российско-польскую, нежели российско-литовскую границу. Интенсивность пассажиропотока на "польском" направлении очевидна - это значительно дешевле, чем въезжать через Литву, делая внушительный крюк и пересекая еще одно государство - Белоруссию. К примеру, автобусный билет по маршруту "Киев - Варшава" обойдётся в 1600 рублей. Кроме того, существуют прямые ежедневные автобусные рейсы "Львов - Варшава", где стоимость билета составляет меньше 1000 руб.

Через Литву в Калининградскую область въехало всего 536 граждан Украины. В основной массе, это люди, которые уведомляют пограничников о коммерческой цели въезда в Россию. Именно в этом незначительном и более дорогостоящем пассажиропотоке сотрудники соответствующих служб и выявили трёх граждан Украины, причастных к деятельности неонацистского "Правого сектора".

Это уроженец Ивано-Франковской области, являющийся активным участником т.н. "22-й сотни Майдана", далее - уроженец г. Львова, хирург по профессии, оказывавший медицинскую помощь раненым боевикам "Правого сектора" и, наконец, уроженец г. Ровно, также - активный участник "сотни Майдана".

Примечательно, что вся троица, прибыла в Калининград через самый тихий погранпереход на российско-литовской границе - заповедную Куршскую косу. Кроме того, активисты "Правого сектора" следовали по одинаковому маршруту, через города Киев - Минск - Вильнюс - Нида - Калининград и далее в польский город Гданьск. В ручной клади у "подкачанных парней" были обнаружены различные документальные материалы, свидетельствующие об их принадлежности к "правосекам".

Для чего активисты Майдана гастролировали по столь сложному и нелогичному маршруту (см. карту), чтобы посетить соседнюю с Украиной Польшу, остаётся только догадываться. Но невозможно не провести аналогию двухгодичной давности, когда лидер "Левого фронта" Алексей Удальцов и тогдашний председатель комитета грузинского парламента по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе рассуждали о теоретическом захвате власти в Калининграде. Тогда "революционеры" говорили о "специалистах из Литвы", которые могут помочь организацией на своей территории учебных лагерей для российской оппозиции.

В этой же связи следует вспомнить и мартовское заявление вице-спикера Совета Федерации Юрия Воробьева: "Нам известно, что боевики Майдана, которые действовали в Киеве, готовились на их (США) деньги в Литве и Польше".

Насколько "майданная троица", побывавшая в Калининграде, опасна для региона, решать, конечно, российским спецслужбам, но, учитывая чёткий литовский след во всей этой истории, стоит, на наш взгляд, адекватно воспринимать эту угрозу.