ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики

Польша замкнет балтийское энергетическое кольцо

725 миллионов злотых (около 175 млн евро) выделит ЕС для строительства энергетического моста, соединяющего Польшу и Литву. Считается, что этот проект позволит увеличить энергетическую независимость прибалтийских государств. Общий объём инвестиций - 1,8 млрд злотых (около 435 млн евро). Проект уже стартовал. Ведутся работы по установке опор ЛЭП. На польской стороне будет установлено 300 опор, на литовской - 150. Этот проект ЕС признал стратегически важным, поскольку он обеспечит свободный обмен электроэнергией между Польшей и странами Прибалтики. Таким образом замкнется так называемое балтийское кольцо, что повысит стабильность работы сетей и обеспечит безопасность поставок электроэнергии. Энергомост протянется на 163 километра и будет проходить от польского Элка до литовского Алитуса, где находится один из главных узлов энергосетей на юге Литвы. Однако до сих пор не получено согласия около 10% собственников тех участков, по территории которых должна проходить линия. В районе Бакалажево близ города Сувалки все еще ведутся переговоры. Если соглашение не будет достигнуто, придется несколько изменить трассу. Если все удастся реализовать, то электрические сети Литвы, Латвии и Эстонии будут синхронизированы с европейской континентальной системой. До этого они продолжат работать в синхронизации с бывшей советской системой IPS/UPS, сообщает польский портал wiadomosci24.pl.

Секрет победы Литвы над "Газпромом"

Четкая последовательность, правильный выбор и быстрые инвестиции обеспечили Литве победу в споре с "Газпромом", пишет Ивона Трусевич в статье, опубликованной на польском портале ekonomia.rp.pl. Трусевич делится в статье своими впечатлениями от поездки по Литве, особо подчёркивая, что это приятная страна, в которой живут приятные люди, что это не страна шовинистов, ненавидящих другие народы и больше всего поляков. "Конечно же, шовинизм присутствует в Литве, особенно среди высокопоставленных политиков. Я лично столкнулась с проявлением шовинизма в столице, в официальной туристической справочной. Там молодая девушка не хотела разговаривать ни на каком языке, кроме английского. Не было там также справочных материалов на польском языке, хотя именно мы являемся самой численной группой туристов. Но в том же самом Вильнюсе на столичном рынке можно было побеседовать и по-польски, и по-русски, а люди были открытыми, без каких-то там... измов. Почему начинаю с этого? Потому что хочу похвалить литовцев за их недавний энергетический успех и показать нашим правящим, что они такого успеха не достигли и не достигнут. Я говорю о продаже "Газпромом" своих акций в газовых компаниях государству. В течение последних пяти лет Литва с твердой последовательностью реализовывала стратегию внедрения Третьего энергетического пакета, то есть разделения национального газового оператора на торговые и транспортные компании. А поскольку этот оператор на одну треть принадлежал "Газпрому", Вильнюс вынужден был платить за газ самую высокую в ЕС цену, хотя соседние страны в это же время получали скидки и льготы. Каждое последующее литовское правительство не изменило подхода к реализации энергетических принципов ЕС, что привело не только к снижению цены на газ со стороны "Газпрома" сразу на 20 процентов, но и позволило вернуть в свои руки контроль над газовой компанией и рынком", - пишет автор. По ее мнению, в этом есть немалая заслуга министра энергетики Ярослава Неверовича, "нашего соотечественника из Литвы, выпускника варшавской Главной коммерческой школы" (представителя Избирательной акции поляков Литвы - Ред.). В качестве министра экономики он сумел довести дело до строительства терминала СПГ и подписания выгодных соглашений на поставку сжиженного газа. Строительство началось в прошлом году и завершится в следующем. Благодаря этому литовцы получат дешевый газ из Норвегии, а соседи, например, Латвия, уже получили предложение воспользоваться этим СПГ. "Давайте сравним это с нашим газовым портом в Свиноуйсце... жалко слов. Сегодня мы на 60 процентов зависим от российского газа и сложно говорить, что у нас газовый свободный рынок. То, что в нашем энергетическом балансе природный газ составляет лишь 13 процентов не должно нас успокаивать. Пока у премьера есть лишь план по газовому объединению ЕС, но у страны нет энергетической независимости. Когда-то мы строили ее на угле, сегодня с углем борются власти. Настало время решиться на что-то", говорится в статье.

Немецкий газовый гигант уходит из Латвии


Латвия заинтересована в приобретении у немецкого энергетического концерна E.ON акций латвийского газового оператора - компании Latvijas Gāze, но, как пишет крупнейшая польская газета Rzeczpospolita, по оценкам латвийцев, финансовые ожидания немецкой компании завышены. По данным издания, E.ON оценил принадлежащие ему 47,2% акции в Latvijas Gāze в 220 миллионов евро. В связи с этим премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма сказала, что оценка концерна E.ON не адекватна реальной стоимости латвийского газового оператора и исключила возможность завершить сделку на таких условиях.

Rzeczpospolita напоминает, что латвийская государственная казна имеет преимущественное право покупки Latvijas Gāze. Если же она не воспользуется этим правом, то компания попадет на свободный рынок, а тогда на ее приобретение может решиться второй из крупных инвесторов компании - российский "Газпром". Акциями продаваемой компании владеет другая российская компания - "ИТЕРА Латвия", принадлежащая "Роснефти". Пока же, по словам премьер-министра Латвии, министерство экономики должно заняться определением реальной стоимости акций немецкой компании. "Мы должны четко понять, зачем государству вовлекаться в этот бизнес, каковы будут прогнозы относительно покупки газа и по какой цене", - сказала она. Латвийцы обращают внимание на то, что в мае этого года правительство Литвы купило у E.ON 38,9% акций компании Lietuvos Dujos за 63,49 млн евро. Цена была ниже котировок акций компании на вильнюсской бирже.

Latvijas Gāze является монополистом в области поставок газа в Латвию: все топливо покупается в России. Компания также владеет самым крупным в регионе подземным хранилищем газа - Инчукалнским газохранилищем вместимостью 4,47 млрд куб метров. Возможно, хранящийся там газ пойдет на нужды не только Латвии, но и соседних Литвы и Эстонии и даже Финляндии. В 2013 году компания Latvijas Gāze получила чистую прибыль 32,2 млн евро, что ниже на 1,3% по сравнению с 2012 годом. На 5,6% сократились также обороты компании, составив 574 млн евро.

Из Гданьска в Таллин на велосипеде в честь 10-летия членства в ЕС

15 июня сотрудник литовского консульства в Гданьске (Польша) Януш Дюгевич отправился на велосипеде в Таллин. Таким образом он хочет отметить десятилетие членства Польши и стран Прибалтики в Европейском союзе. Дорога от Гданьска до Таллина составляет около 1100 км. Дюгевич планирует достичь места назначения через 10 дней, сообщает trojmiasto.pl.

Литовский дипломат упорно готовился: два месяца тренировок, 1200 преодоленных километров. "Теоретически я готов ежедневно проезжать около 120 км. Но может быть по-разному. Возможно, неблагоприятная погода и усталость станут причиной того, что путешествие продлится", - сказал он. Выбранная Дюгевичем трасса из Гданьска до Таллина простирается в основном по балтийскому побережью. Только на территории Польши и Калининградской области велосипедист отдалится от береговой линии. Сразу после Калининградом по Куршской косе доедет до Литвы, а дальне через Клайпеду в сторону Латвии. Через Вентсплис поедет по берегу Рижского залива, заезжая по дороге в Ригу. Из столицы Латвии останется ему лишь прямая дорога на север, в сторону Таллина. У города Пярну он покинет балтийский берег, откуда до Таллина длишь 120 км. Индивидуальный велопробег дипломата реализуется при поддержке почетных консулов Литвы, Латвии и Эстонии в Гданьске. Это путешествие из Гданьска в Таллин призвано продемонстрировать сотрудничество прибалтийского региона. Также целью велопробега является пропаганда активного образа жизни и велосипеда как прекрасного средства для путешествий.