Киргизские ветераны силовых структур: В Киргизии нужно возрождать военно-патриотическое движение
Москва, 16 июня, 2014, 15:54 — ИА Регнум. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с Сергеем Гречко и Анваром Джолдошевым - ветеранами силовых структур, занимающимися организацией мероприятий по воспитанию патриотизма у молодежи Киргизии.
ИА REGNUM: Какие патриотические мероприятия вы организовывали за последнее время?
Сергей Гречко: В начале июня в честь Дня защиты детей совместно с Министерством обороны наш тренинговый центр организовал выезд детей из местных детских домов на военные объекты Минобороны и на авиабазу ОДКБ в городе Кант. Наша цель - воспитать в детях патриотизм, привить им чувство долга. Ребята должны видеть и знать, что такое армия, кто охраняет их. Ну и самое главное, чтобы они поняли, в чем суть профессии защитника Родины, профессии офицера.
Мы разработали специальную воспитательную программу для киргизстанских детей, которую реализуем, организовывая поездки в военные части. Вот, например, просмотр выполнения военнослужащими физических упражнений в военгородке. Нужно, чтобы дети видели, что физической культурой и спортом необходимо заниматься. Дети видят, как занимаются физическими упражнениями курсанты, солдаты, после чего начинают понимать, каким физически развитым нужно быть. Везде и всему должен быть пример.
И еще один немаловажный момент. Сейчас дети полностью поглощены гаджетами, играми, компьютерами. Их нужно от этого отрывать, вести в секции, военно-патриотические кружки, на стадионы, чтобы они реально занимались и выглядели как настоящие мужчины.
Анвар Джолдошев: При СССР была программа воспитания подрастающего поколения, начиная с норм ГТО, ДОСААФов. Это все существовало. Но, к сожалению, после распада СССР все это пришло в упадок. Мы, военные пенсионеры, понимаем, что Киргизия может развиваться по любому пути, но основополагающий принцип защиты государства, границ, его наполнения в виде грамотных солдат и офицеров не теряет своей актуальности.
До молодежи мы хотим донести, что понятие ценности Родины и ее защиты реально существует. Сейчас основной наш профиль деятельности - работа в тренинговом центре, в котором мы обучаем взрослых людей навыкам стрельбы, экстремального вождения и не только. Наша организация, конечно, не может тягаться с государственными программами. Но на своем уровне мы пытаемся помочь государству. Для кого-то из этих детей знакомство с армией и военным бытом, возможно, послужит ориентиром на будущее. Я вспоминаю себя в этом возрасте: военная техника и люди в форме - это всегда красиво, завораживает.
ИА REGNUM: Как в целом в Киргизии обстоят дела с эффективно действующими военно-патриотическими объединениями?
Сергей Гречко: Есть военно-патриотическое объединение "Родина", с которым мы совместно имели честь работать 16 марта. Тогда мы впервые проводили джип-кросс на кубок министра обороны.
Анвар Джолдошев: Я добавлю, в Киргизии есть военно-патриотические объединения, но они существуют на локальном уровне. Мы хотим немножко дальше пойти. Пробными шагами и примерами, проведением мероприятий дать государству почувствовать, что нужно делать. Государство говорит постоянно, что "молодежь нужно развивать в духе патриотизма", но пока это всего лишь разговоры.
Когда дети активно участвуют в акциях, их это затягивает. Я надеюсь, что государство услышит и поймет: да, в Киргизии нужно возрождать военно-патриотическое движение, помогать, если не финансами, то хотя бы предоставляя летние лагеря и санатории.
ИА REGNUM: Оцените, пожалуйста, исходя из личного опыта службы, нынешний уровень призывников и солдат киргизской армии в сравнении с советской армией?
Анвар Джолдошев: Уровень подготовки призывников не только в нашей республике, но и повсеместно упал. Сейчас в армию Киргизии молодежь идет в основном из отдаленных сел, из простых семей. Уровень подготовки призывников намного ниже, чем был в советское время.
Недавно мы были в воинской части. Многие солдаты там питаются лучше, чем дома. У них трехразовое питание - первое, второе, горячее, каша, масло. А вот моральная составляющая, конечно, оставляет желать лучшего. Сейчас время такое, что молодежь, придя в армию, думает: "тут профессию не получишь". Армия у нас сошла к тому, что боец служит "лишь бы как бы". Нет наполнения службы как таковой.
По окончанию службы солдат не получает какую-то специальность, например, как в советское время, техника-тракториста или водителя. Не получается дать бойцам и знание русского языка. Если бы дети из отдаленных регионов могли изучать русский, для них это было бы очень хорошо. Поэтому мы пытаемся ту молодежь, которая завтра пойдет в армию, хоть как-то поддержать, чтобы она понимала, куда и зачем она идет.
ИА REGNUM: Какие конкретно меры вы считаете необходимым реализовать, чтобы создать работающую систему патриотического воспитания в Киргизии?
Сергей Гречко: Мы хотим возродить давно забытое хорошее старое - систему ГТО, ДОСААФ, когда, начиная со школы, ребенок потихоньку проходил всю подготовку. Мы планируем с Министерством образования и правительством повсеместно вернуть уроки начальной военной подготовки, ведь на сегодняшний момент они есть не во всех школах.
Когда ребенок попадает на эти уроки, его приобщают к дисциплине, к армейским предметам. Дальше он идет в секции, сдает ГТО. Он должен уметь кинуть гранату, пробежать, отжаться. Все это поднимает первоначальный уровень физической подготовки. Дальше он идет в систему ДОСААФ, где получает дополнительные навыки. Допустим, если это будет школа Федерации практической стрельбы, ему помогут пройти курс по безопасному обращению с оружием, экстремальному вождению, где его обучат на определенном уровне управлять автомобилем. Есть школа дайвинга, где учат выполнять определенные виды работ под водой. Со своей стороны мы и пытаемся построить подобную систему для того, чтобы именно в этом направлении помогать государству, привлекая очень большой ресурс военных пенсионеров, которых можно задействовать в обучении.
ИА REGNUM: На каком языке сейчас отдаются приказ в киргизской армии? Насколько действительно востребовано изучение русского в армейских подразделениях?
Анвар Джолдошев: В программе государства, которая внедряется у нас, уделяется большое внимание поддержке родного языка. Армия, среди прочих, тоже переходит на киргизский. Но мы не сторонники моноразвития, если бы мы жили в обособленном материке, это может было бы нам интересно. Но Киргизия находится между такими монстрами как Китай, Россия и Казахстан, и развитие собственного языка нужно на уровне, необходимом для сохранения нации.
К сожалению, сейчас в армии Киргизии русский язык не преподают. Но мы понимаем, что наша армия - наследник советской армии, где все было на русском языке, доступно и понятно - команды, уставы и так далее. Да, переведите основные команды на киргизский, здесь мы спорить не будем.
Но где еще молодой человек будет год находиться безвылазно, как не в армии? Это как раз тот момент, когда можно ребят из регионов научить русскому языку. Он, вернувшись домой, будет понимать, что владеет русским языком. Возможно, завтра он в качестве гастарбайтера решит поехать в Россию на заработки. В этом смысле такой навык, полученный в армии, значительно облегчил бы ему жизнь. Если смотреть глубже и выше, то так мы сохраним связь народов, тонкую нить, благодаря которой сохраняется наша общность.
Мы бы хотели, чтобы через преподавание в армии русского языка сохранилась эта связующая народы Советского Союза нить. Может быть служба в армии и обучение азам русского языка в каком-то смысле поменяла бы и отношение многих молодых людей к жизни. Ведь как можно изучать, к примеру, классиков, не зная русского языка.
Сергей Гречко: Когда проходят совместные учения, а они проходят сейчас очень часто, и в рамках ШОС, и в рамках ОДКБ, в этом случае наши солдаты должны со своими сверстниками и коллегами общаться. Великие люди всегда считали, что чем больше человек знает языков, тем он богаче. Нужно отдать должное киргизскому народу в том, что он знает несколько языков - свой родной киргизский и русский. Я думаю, что русскоязычному населению в Киргизии тоже нужно приобщаться к киргизскому языку.
ИА REGNUM: Как сейчас выглядит сотрудничество Киргизии в военной сфере с другими странами?
Анвар Джолдошев: Все взаимодействие Киргизии в военной сфере с иностранными государствами однобокое. Возможно, это происходит из-за того, что государству не хватает средств. Кроме того, что получают гуманитарную помощь в виде обмундирования и спецсредств, ничего практически и не делается. Даже если и организуют какие-либо курсы, то, как правило, это только курсы повышения квалификации для узкого круга офицерского состава.
Здесь роль России очень выигрышна. Для чего сейчас наших солдат, допустим, учить китайскому языку или в Китай отправлять? Да они ничего не поймут. Если Россия предпримет шаги не только в обеспечении военным обмундированием, а еще и сделает ставку на идеологическую составляющую, то было бы неплохо. Хотелось бы здесь получить некое сотрудничество в виде изучения языка. Я считаю, что на сегодняшний день на нашем пространстве у России конкурента нет в виде американцев или китайцев.
Сергей Гречко: В настоящий момент нужно понимать одну вещь: мы не являемся представителями Министерства обороны и военнослужащими. Мы - представители тренингового центра, который взаимодействует по определенным направлениям с оборонным ведомством. Может быть у государства нет средств или просто "не доходят руки" до определенных моментов. Поэтому мы через такие фонды, тренинговые центры можем помочь в организации курсов, инструкторского состава, проведении тренингов.
Министерство обороны Киргизии идет нам навстречу, мы находим спонсоров, где-то своими средствами проводим, например, праздник для детей. Тот же джип-кросс, о ктором мы уже говорили, когда военная техника вышла на трассу вместе с гоночными автомобилями. Впервые люди смогли вживую увидеть мощь, которая действительно есть у нашей армии! Я думаю, что наши попытки через определенное время принесут плоды.
ИА REGNUM: В беседе вы несколько раз затронули тему русского языка. Вы ощущаете поддержку со стороны работающих в Киргизии пророссийских фондов и организаций?
Сергей Гречко: Нет. Мы не ощущаем поддержки тех российских организаций, которые действуют здесь.
Анвар Джолдошев: Мы надеемся, что российские организации, которые призваны заниматься развитием межгосударственных отношений и поддержанием русского языка в Киргизии, заработают.