Сейсмическая безопасность представляет особую важность для Армении, пережившей землетрясение декабря 1988 года, которое унесло жизни порядка 25 тыс. человек. О том, насколько сейчас защищена Армения от последствий землетрясений и других природных бедствий, какие меры в этом направлении предпринимаются, и о других вопросах корреспондент ИА REGNUM побеседовал с главой МЧС Армении Арменом Ерицяном.

ИА REGNUM: Г-н министр, на каком уровне в настоящее время находится служба спасения МЧС в Ереване и областях, с какими проблемами сталкивается?

МЧС является одним из самых молодых министерств в Армении. Он был основан в 2008 году. Я возглавил ведомство в 2010 году. Сначала мы взялись за урегулирование законодательного поля. В том же году мы первыми в регионе сформировали национальную платформу снижения рисков бедствий. Это очень важный документ, который дает возможность вовлечь в сферу снижения риска бедствий все министерства и ведомства, общественные, международные и научные организации, частный сектор, одним словом - весь потенциал страны. Важность его заключается в систематизации действий для недопущения хаоса. С партнерами по платформе мы разработали национальную стратегию снижения риска бедствий. В 2011 году мы создали центр кризисного управления. Уже в 2012-2013 гг. к нам приехали представители порядка 40 стран для обмена опытом. Нам удалось создать полностью соответствующий международным стандартам центр кризисного управления. Мы вошли в список 40 лучших аналогичных центров по всему миру. Параллельно с этим мы создали службу 911. В настоящее время в день в службу поступает 6-8 тыс. звонков, что свидетельствует о доверии граждан. На данный момент мы проводим децентрализацию центра кризисного управления и службы спасения 911. Мы создаем аналогичные областные структуры - в Лори, Шираке, Сюнике, Гегаркунике и др. Мы активно сотрудничаем также со Степанакертом в вопросе создания аналогичных структур в Нагорном Карабахе. Наше ведомство одно из нескольких в мире, если не единственное, где работают 28 инвалидов на колясках. Они работают в центре кризисного управления, отвечают на телефонные звонки. Качество их работы превосходно.

ИА REGNUM: Для Армении, которая пережила сильное землетрясение в 1988 году, унёсшее жизни порядка 25 тыс. человек, особую важность представляет вопрос сейсмической безопасности страны в целом и находящейся здесь и единственной в регионе АЭС, в частности. Каков нынешний уровень сейсмической безопасности Армении?

В Армении были и будут землетрясения, мы не можем поменять страну. Мы придаем большую важность сейсмической безопасности страны. В вопросе повышения сейсмической безопасности мы сотрудничаем с другими государствами и международными организациями. Конечно, долгосрочные прогнозы относительно землетрясений можно делать, но трудно прогнозировать ситуацию в краткосрочном плане. В 2010 году я представил президенту Сержу Саргсяну концепцию развития сейсмической службы страны. Это очень важная тема. В настоящее время мы решаем вопрос модернизации установленных в разных частях нашей страны 149 сейсмических станций. Как уже известно, мы восстанавливаем и модернизируем сейсмологический центр в Гарни, который в результате станет региональным сейсмологическим научно-исследовательским центром. Идут работы по модернизации находящегося на глубине 60 метров деформографа с длиной 375 метров. У меня большие надежды с сейсмологическим центром в Гарни, поскольку установленный там деформограф показывает движение земной коры перед землетрясением. Однако деформографу 25 лет, он долгое время не функционировал. Мы его сейчас модернизируем. Президентом дано строгое распоряжение о том, чтобы в результате модернизации и реконструкции, качество работы сейсмологического центра в Гарни полностью соответствовало всем международным критериям. В Гарни установлена и американская станция "Айрис". Наши российские партнеры также намерены разместить здесь свое оборудование. Нельзя сказать, что таким образом они делают нам добро. Нет, они тоже получают информацию, поступающую от деформографа. Это и для них важно, поскольку сейсмологическая станция в Гарни позволяет видеть толчки в земной коре на расстоянии 12 тыс. км. Это серьёзный центр, поэтому мы делаем все для его модернизации. В таких вопросах государство должно показывать свою заинтересованность, чтобы привлекать и международные организации. В противном случае, если государство ничего не будет предпринимать, международные организации не проявят заинтересованность. В конце года сейсмологический центр в Гарни будет сдан в эксплуатацию.

Стоит добавить, что, помимо этого, в Ехегнадзоре (Вайоцдзорская область - прим. ) наши французские коллеги установили три сейсмических датчика. При сотрудничестве с партнёрами из Японии сейсмодатчики установлены в Ереване и вокруг Армянской АЭС в Мецаморе, сейсмоустойчивость которой была повышена после Спитакского землетрясения, несмотря на тот факт, что станция не пострадала от этих подземных толчков. На днях я принял одного из руководителей сейсмологической службы России. Сообщаю, что уже принято решение провести в сентябре текущего года в Армении Девятую международную сейсмологическую школу, что также станет важным событием в контексте обмена опытом в этой сфере.

ИА REGNUM: Г-н министр, в деле повышения сейсмической безопасности страны важна также информированность населения о действиях, которые необходимо предпринимать при землетрясении. Достаточно ли информировано население, и что делается в данном направлении со стороны МЧС?

Приоритетной задачей для нас является также информирование населения. И это относится не только к землетрясениям, но и ко всем природным, техногенным, экологическим бедствиям, а также бытовым инцидентам. С этой целью были разработаны специальные информационные и обучающие программы для вузов, школ и детских садов. Во время Спитакского землетрясения (1988 года) многие люди, в том числе дети, погибли также из-за того, что не знали, как себя вести под завалами. Они задыхались, поскольку не знали таких элементарных вещей, как, например, закрыть лицо своей одеждой, чтобы не задохнуться от пыли. В настоящее время мы проводим большие работы в плане повышения информированности нашего населения. Мы подготавливаем специальные телепередачи, фильмы, социальные видеоролики, разнообразную печатную продукцию. У нас есть также собственный еженедельник - "Чрезвычайная газета", где печатается множество необходимых и полезных материалов. При МЧС действует также Государственная академия кризисного управления, в которой готовятся и проходят переподготовку специалисты кризисного управления. Недавно мы утвердили список специальных постеров, которые будут вывешены в многолюдных местах, в том числе на станциях метро, с той же целью - повышение информированности населения и более ясное представление гражданам нашей миссии.

ИА REGNUM: Известно, что подземные станции метро в случае природных бедствий или других ЧП могут служить в качестве убежищ. Может ли метро в Ереване выполнить функцию убежища при ЧП? Около двух лет назад ряд армянских ученых говорил об опасности "обрушения центра города" из-за течения подземных вод. Насколько реалистичны были эти прогнозы?

Совсем недавно мы побывали на станциях столичного метро для того, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте. На встрече никто не поднял проблему опасности течения подземных вод, о которой вы упомянули. На данный момент такой проблемы не существует. Однако мы в постоянном режиме следим за ситуацией на станциях метро, ведем совместные работы с сотрудниками метрополитена. Я считаю, что необходимо активизировать работы в направлении повышения безопасности на станциях метро.

ИА REGNUM: В последнее время много говорится о развитии малой авиации в Армении. Этот вопрос стали часто затрагивать после того, как аэропорт в Степанаване (город на северо-западе Армении) перешел на обслуживание МЧС, и начался процесс его реконструкции. На каком этапе находится реконструкция аэропорта, и какие перспективы имеет в Армении малая авиация?

Думаю, если все сложится удачно, то в этом году мы завершим строительные работы, и аэропорт будет сдан в эксплуатацию. Он будет соответствовать международным стандартам. Аэропорт будет использоваться также для проведения спасательных работ и доставки гуманитарных грузов в различные точки. Аэропортом в случае необходимости могут воспользоваться также наши российские партнёры для предоставления помощи нам или третьим странам. Думаю, в этом году начнем строительные работы также в аэропорту в Капане (город на юге Армении). В целом это приведет также к развитию малой авиации в стране. В этом плане важно то, что на данный момент подходит к концу строительство армяно-российского гуманитарного центра реагирования. Это звенья одной цепи, которая будет действовать синхронно и слаженно.

ИА REGNUM: После перезапуска аэропортов в Капане и Степанаване в Армении будут действовать четыре аэропорта. Еще один аэропорт готов к эксплуатации в Карабахе. Как вы думаете, когда указанные аэропорты смогут слаженно работать и выполнять рейсы между собой?

Честно говоря, я не знаю. Вопрос не ко мне. Об этом необходимо спросить директора Государственного управления гражданской авиации (ГУГА) Артема Мовсисяна. Конечно, аэропорт в Степанаване находится на балансе МЧС, но в вопросе развития малой авиации мы будем руководствоваться предложениями ГУГА.

ИА REGNUM: Ощущает ли МЧС финансовые проблемы? Если да, то помогает ли их решению международное сотрудничество?

Финансов всегда не хватает, сколько бы их ни было. Их всегда мало, они всегда в дефиците. Большую поддержку нам оказывает правительство. Мы сотрудничаем со многими государствами, начиная с США и кончая Японией, и почти со всеми международными организациями нашей сферы. И это дает результаты. Например, в 2010 году в качестве поддержки мы получили от правительства Японии 28 современных пожарных машин на общую сумму $9 млн. Мы не получаем финансовое содействие, речь идет только о технической поддержке. Нам оказали большое содействие также швейцарские партнеры. Все наши спасатели прошли переподготовку по швейцарской программе. Оказывает нам техническую поддержку также Франция. В скором времени мы получим от Японии вновь в качестве поддержки спецтехнику по борьбе с оползнями на сумму $3,5 млн. Помимо этого, Япония предоставит нам и другие технические средства на несколько миллионов долларов. Соответствующее соглашение мы подпишем с японской стороной 9 июня. Серьезную поддержку оказывает нам и ООН, мы работаем также с НАТО. Мы активно сотрудничаем и с государствами СНГ. С моими коллегами из стран СНГ сложились хорошие личные отношения. Я дружу с ними. В скором времени Россия предоставит нам техническую поддержку на несколько миллионов долларов. В целом, международное сотрудничество находится на высоком уровне. В плане развития мы достигли такого уровня, что многие государства просят нас предоставить экспертную поддержку для переподготовки их кадров.

ИА REGNUM: Г-н Ерицян, Вы сообщили о том, что в сентябре текущего года в Армении будет проведена Девятая международная сейсмологическая школа. Расскажите, пожалуйста, что она представляет собой, и что она даст армянской стороне?

Каждая встреча в таком формате - хорошая возможность для обмена опытом, что очень важно. Проведение указанного мероприятия в Армении также свидетельствует о доверии к нашей стране. В Сейсмологической школе примут участие представители порядка 20 государств. Это не только государства СНГ, но и Великобритания, США и пр. В рамках школы будут проведены специальные лекции, что также очень важно для повышения квалификации.

ИА REGNUM: На каком этапе находится строительство армяно-российского гуманитарного центра реагирования? Расскажите, что это за центр, и каково его региональное значение?

Около восьми месяцев мы ведем работы по созданию этого центра. Он размещен в Котайкской области. Строительные работы в этом году будут завершены, и армяно-российский гуманитарный центр реагирования будет сдан в эксплуатацию. Часто объект посещают наши российские коллеги. Они очень довольны ходом строительства. Россия вложит в проект от 5 до 7 миллионов долларов. По сути, мы создаем центр, откуда в случае бедствия будет предоставлена гуманитарная помощь Армении или соседним странам. Это совместный армяно-российский проект. В центре будут работать порядка 10 специалистов из России. Мы будем готовы предоставить гуманитарную помощь и направить спасательные группы, вне зависимости от того, в какой стране произошло бедствие.

ИА REGNUM: Известно, что стартовал еще один совместный армяно-российский проект - создание инфраструктуры государственных резервов "Армросгосрезерв". Когда "Армросгосрезерв" будет сдан в эксплуатацию, и что там будет храниться?

"Армросгосрезерв" будет сдан в эксплуатацию в следующем году. Вопрос о том, что будет там храниться, я поднял также на встрече с российскими коллегами. Пока до конца не уточнен вопрос, что мы будем там складировать - продовольственные товары или другие товары первой необходимости, например, спальные принадлежности и пр. Я - сторонник второго варианта, поскольку хранение продовольственных товаров сложнее - они имеют срок годности, после истечения которого нужно делать новые закупки. Это довольно сложная работа, и она мне не по душе. Этот вопрос будет решен в результате совместных обсуждений. Он, наверное, будет обсужден и на встрече глав правительств двух государств, после чего будет принято решение.

ИА REGNUM: Вернемся к нашему региону. Каков уровень сотрудничества Армении с региональными странами? Речь идет о Грузии, Турции и Азербайджане, если конечно с Баку есть какое-либо сотрудничество в этой сфере...

Контакты с Грузией достаточно активны. Когда случился оползень в Ларсе, и был поврежден транспортирующий в Армению российский газ трубопровод, я, по распоряжению премьер-министра, несколько раз связался с моим грузинским коллегой и предлагал помощь. В будущем сотрудничество с грузинской стороной будет еще более активизировано. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, будучи министром внутренних дел, посетил наш центр кризисного управления и попросил командировать к ним специалистов для переподготовки их кадров. Что касается Азербайджана, то здесь сотрудничества просто нет. Помню, около двух лет назад в России я встретился с моим азербайджанским коллегой и пригласил его в Армению. Я предложил сотрудничать и выйти за рамки политики, так как речь идет о гуманитарной сфере. Я даже подчеркнул, что, если он пригласит меня в Азербайджан, я приеду. На словах он отреагировал довольно тепло, но дело не сдвинулось с мертвой точки. По части Турции говорить о сотрудничестве еще рано. Несколько раз мы оказывали Турции гуманитарную помощь во время землетрясений в Измите и Ване. В целом, мы работаем с Турцией, но перманентным сотрудничеством это назвать нельзя.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян