Попытки привязать уже имевшие место и будущие примеры признания новых государств к проблеме Карабаха не только сложны, но и невозможны в принципе. Об этом 4 марта корреспонденту ИА REGNUM заявил президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов, отвечая на вопрос о том, как могут происходящие на Украине процессы и возможное отделение Крыма сказаться на ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта.

"В Армении часто проводят параллели между различными внешними конфликтами и карабахским противостоянием. Это было в случаях с Косово, Абхазией, Южной Осетией и даже Южным Суданом. К перечисленным примерам отделения и признания независимости новых государств можно добавить признание мирного раздела Чехословакии, возможное в скором времени отделение Каталонии и Шотландии, у которых могут возникнуть свои проблемы с признанием и обретением собственного места на мировой арене. Попытки как-то привязать все это к карабахской проблеме не могут быть плодотворными. Страны, которые признают или не признают те или иные государства, делают это, исходя из собственных национальных интересов. Никто из мировых игроков в реальной политике не будет следовать логике: "если мы признали Косово, Абхазию и проч., то мы обязательно должны признать Карабах и все остальные ныне непризнанные государства". Кстати, именно к таким государствам относится Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), и ее пример куда более интересен в карабахском контексте, чем все остальные. Например: Турция официально признала независимость ТРСК - значит она должна признать НКР? Очевидный абсурд", - заметил Крылов.

Эксперт напомнил, что позиция Турции известна: она прямо противоположная, потому что ее политика строится вовсе не на абстрактных принципах и идеях. "Турция исходит из собственных национальных интересов: ради них одних "сепаратистов" поддерживают, а против других воюют. Понимание национальных интересов может меняться с течением времени, со сменой лидеров и правительств, но вряд ли можно ожидать, что Анкара откажется от признания ТРСК из-за своего принципиального непризнания Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Или наоборот, признает НКР, так как она признает ТРСК. Пример Турецкой республики Северного Кипра показателен и в том плане, что Турция была единственным государством, которое в 1983 году признало ТРСК", - подчеркнул он.

Александр Крылов подчеркнул, что такими подходами грешат не только "другие" страны, но и сама Армения, до сих пор не признавшая независимость Нагорного Карабаха. "Мы много раз обсуждали с разными армянскими экспертами вопрос: почему сама Армения не признает НКР, а вместо этого ожидает, что это сделает кто-то другой? Я не помню, чтобы хоть раз прозвучал четкий и ясный ответ на этот вопрос. Если все дело в том, что это осложнит международное положение Армении, то почему на это должен идти кто-то другой? Часто говорится, что Россия не дает решить карабахскую проблему, так как таким образом она стремится сохранить свое влияние в регионе. Понятно, что очень многие хотят представить виновником всех мировых бед Россию. Но если не следовать пропагандистским штампам, а исходить из реальности: смогла бы Россия помешать Армении и Азербайджану мирно решить проблему с помощью США и ЕС при предоставлении ими гарантий выполнения достигнутого компромисса, безопасности и т.п.? Если бы такое согласие было достигнуто - очевидно, что нет. Дело за малым: чтобы Армения и Азербайджан договорились между собой, однако такой перспективы в обозримом историческом будущем как-то не просматривается. В ситуации же нерешенного конфликта и таким непростым для Армении соседом, как Турция, куда предпочтительнее иметь твердые гарантии безопасности от дружественной России или в рамках договора о коллективной безопасности, чем таких гарантий не иметь. Но ожидать, что в условиях нынешних проблем в отношениях с США и ЕС российская позиция по карабахской проблеме может принципиально измениться нет оснований. Российская политика вряд ли станет "более армянской", чем политика самой Армении", - поделился размышлениями президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.

Крылов также прокомментировал версию о том, что пока Россия занята Украиной, для Азербайджана открывается окно возможностей по части Карабаха, и в Баку могут решить, что при условии военной операции на Украине России будет не до Закавказья, а речи о войне на два фронта и вовсе быть не может. "Вряд ли тут стоит говорить о потенциальном "втором фронте" для России, даже с учетом членства Азербайджана в блоке ГУАМ. Когда-то ему предрекали великое будущее, но, подобно другим "эпохальным" проектам (Nabucco, Великий шелковый путь, Транскаспий и пр.) о нем в последнее время совсем позабыли. Если начнется глобальный конфликт и даже третья мировая война, и если бы эта война затянулась, а не стала быстрым окончанием истории человечества, то полноценным вторым фронтом против России мог бы стать Китай. Однако пока Китай занимает дружескую России позицию, так как его руководство прекрасно понимает, что после России придет черед Китая на насильственную "демократизацию". Третья мировая война - это пока лишь один из возможных сценариев, к счастью, он пока далеко не самый вероятный. Будем надеяться, что ее все же не случится. А без участия в глобальной войне, даже в условиях острого политического кризиса в Европе из-за событий на Украине, у России достаточно возможностей, чтобы сохранить имеющийся военный баланс на Южном Кавказе. Этот баланс предусматривает обеспечение надежной противовоздушной и противоракетной обороны, обеспечение безопасности границ Армении, в том числе с турецкого направления. При этом необходимо учитывать, что имеющиеся договоры предусматривают российские гарантии для международно признанных границ Армении и на территорию НКР не распространяются. Если границы Армении изменятся, и это будет признано мировым сообществом или его частью, это потребует изменений в соответствующих российско-армянских договорах. Если мировым сообществом или его частью будет признана независимость НКР, это может вызвать необходимость заключения новых договоров Армении и НКР с Россией. Но пока этого не произошло, Армении выгодно сохранять нынешний военно-политический баланс, так как только он препятствует развязыванию новой полномасштабной войны в Карабахе", - резюмировал Крылов.