"Господь бог" международного финансового кризиса 2008 -???? годов агентство Standard & Poor's 20 декабря 2013 года понизило кредитный рейтинг Евросоюза с высшего - "ААА" до более низкого на один уровень - "АА+". Специалисты объясняют это изменение общим ухудшением кредитоспособности 28 стран-членов Евросоюза. Bloomberg полагает, что "переговоры по бюджету ЕС стали проявлять больше разногласий, мы считаем это сигналом роста рисков ослабления поддержки ЕС со стороны отдельных стран-участниц". От себя отметим то обстоятельство, что изменение рейтинга ЕС последовало сразу же за объявлением о создании нового коалиционного правительства в Германии - фактора, казалось, скорее стабилизирующего союз, чем его ослабляющего. Канцлер Германии Ангела Меркель проводила и будет проводить в Евросоюзе и еврозоне, в частности, политику финансовой стабилизации через ограничения трат национальных бюджетов. Все это для того, чтобы снизить задолженность и укрепить кредитоспособность государств-членов ЕС. Тем не менее, S&P понизил кредитный рейтинг Евросоюза и сделал это демонстративно на фоне саммита ЕС в Брюсселе.

В ночь на 19 декабря 2013 года министры финансов стран ЕС договаривались о ключевых элементах создаваемого банковского союза, который, по замыслу его инициаторов, и должен стать одним из столпов финансовой стабильности еврозоны. Банковский союз должен гарантировать вкладчиков европейских банков, что не они будут расплачиваться своими деньгами за ошибки конкретного банка. Банковский союз должен стабилизировать банковский сектор в Европе, помочь банкам вновь почувствовать себя достаточно уверено для того, чтобы начать большее кредитование экономики для достижения столь желанного экономического роста. Постановление по банковскому союзу необходимо принять на текущем саммите ЕС с тем, чтобы оно получило последующую санкцию Европейского парламента (ЕП) до того, как это учреждение сменит свой состав после выборов в мае 2014 года. На следующий день после совета министров финансов Евросоюза председатель ЕП Мартин Шульц констатировал, что достигнутый компромисс нельзя признать удовлетворительным.

Согласно принятому решению, национальные банки выделят средства на ликвидацию проблемных финансовых организаций в размере €55 млрд. Т. е. речь, фактически, идет о создании еще одного антикризисного фонда в еврозоне, поскольку определено, что, если означенных средств окажется недостаточно, то будет назначено привлечение дополнительных средств. Можно констатировать, что создание этого фонда потребует новых финансовых усилий в еврозоне. Это и есть тот самый минус принятого решения, который в рейтинге Standard & Poor's превращается в плюс. Кроме того, явно проблемным видится механизм принятия решения банковского союза в каждой конкретной кризисной ситуации. По принятой сейчас схеме надзорный орган банковского союза вместе с Европейским центральным банком (ЕЦБ) создадут специальную комиссию, которая для окончательной санкции будет передавать свое решение в Европейскую комиссию, которая в свою очередь, должна будет начать процесс по согласованию с государствами-членами и т. д. и т. п. В конечном итоге, последнее слово по ликвидации кризисных банков будет принадлежать все тем же министрам финансов ЕС, которые будут принимать решение... на основе двух третьих голосов. Возникает не подозрение, а уверенность, что подобного рода схема принятия решений не будет работать в банковском союзе.

Нет сомнения, что предложенное решение европейского совета министра финансов получит санкцию на саммите ЕС, но далее механизм банковского союза потребует дальнейшего согласования в структурах ЕС. Шульц уже предупредил: "Переговоры с Европейским парламентом будут долгими, трудными и сложными". Ранее, в начале этого года, оптимисты выражали надежду, что банковский союз в ЕС будет запущен в 2014 году. Может получиться и так, что обсуждение вопроса о механизме банковского союза будет отложено до октября следующего года. Поэтому есть "надежда", что банковский союз в ЕС вступит в силу в 2016 году. Теперь ясно, что спор вокруг приоритетов банковского надзора национальных систем и ЕЦБ продолжится. Напомним, что новый режим банковского союза будет обязателен для государств еврозоны, но к нему могут присоединяться и государства ЕС, обладающие национальной валютой.

Таким образом, сбылось то, что предсказывали эксперты, наблюдающие ситуацию по созданию банковского союза. Германии удалось пустить дело в выгодном для нее русле. Через создание "механизма" дело создания банковского союза, по счетам которого предстояло платить Германии, стало затягиваться. Предлагаемый немцами механизм банковского союза также сложен, как "сложен" мир финансов от неоконов. В результате 20 декабря 2013 года рейтинг ЕС от Standard & Poor's - "АА+", а у Германии он выше - "ААА".

Нынешняя финансовая стабильность в ЕС держится буквально "на слове" председателя ЕЦБ Марио Драги, сказанном им в сентябре 2012 года. Понижение рейтинга ЕС S&P - явный знак того, что "одного слова" Драги в преддверии новых финансовых осложнений в ЕС мало. Вместе с тем, Standard & Poor's вновь подтвердил, что в сложившейся ситуации Deutschland не просто, как поется в известной песне, "über alles", но "über EU" - это уж точно. Вот почему создание нового правительства в Германии обернулось для ЕС снижением его кредитного рейтинга. Впрочем, к откровениям нового дельфийского оракула - Standard & Poor's нельзя относиться слишком серьезно, помня о том, чьи интересы он представляет.