Регион Закавказья в силу существующей очень сложной национальной, государственной и исторической располосицы категорически нуждается не только во внешних рынках, но и в арбитрах. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил президент консалтинговой компании НЕОКОН, эксперт в области геоэкономики Михаил Хазин, комментируя поствыборную ситуацию в регионе Закавказья в рамках форума Youth Time на тему актуальных проблем образования в Париже.

Все три страны региона в 2012-2013 гг. были погружены в избирательный цикл - прошли президентские, парламентские и муниципальные выборы. После завершения этапа выборов и формирования национальных элит, государства пытаются по новому оценивать существующие политические реалии. Они ставят новые задачи и пытаются их реализовать. В этом плане Армения после длительного колебания заявила о своем решении вступить в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Грузия со сменой власти и укрепления позиций правящей коалиции "Грузинская мечта" находится в поиске нового внешнеполитического модуса, в котором наблюдается стремление совместить урегулирование отношений с Россией с движением в Европейский союз. Что касается Азербайджана, он пока не собирается изменить статус-кво и отколоться от Движения неприсоединения.

"В Закавказье значимую роль играют три большие региональные державы - Россия, Иран и Турция. Армения больше дружит с Ираном и Россией, Азербайджан с Турцией, а Грузия, которая разругалась с Россией и больше не нужна США, пытается найти новый модус позиционирования. В этом плане Закавказье в силу существующей очень сложной национальной, государственной и исторической располосицы категорически нуждается не только во внешних рынках, но и в арбитрах. Очень долго роль арбитра в регионе играли Османская империя и частично Иран. В XX веке с позиций арбитра выступал СССР. На самом деле проблемы региона связаны с тем, что СССР с позиции арбитра ушел, а все остальные никак не могут определиться. США пытались взять регион под контроль, но у них не получилось. Возможно, это было связано с кризисом, после которого им стало не до проблем Закавказья. Одно время они пытались работать через Турцию, а на сегодняшний день все больше склоняются к сотрудничеству с Ираном", - пояснил Хазин.

С другой стороны, как считает наш собеседник, для всех стран региона главным вопросом является поиск путей поддержки уровня жизни населения. "Обеспечение уровня жизни в странах региона намного выше, чем существующая в этих государствах реальная экономика. Грузия и Армения не могут самостоятельно, только на базе своей экономики обеспечить этот спрос. Ситуация с Азербайджаном чуть-чуть отличается, поскольку страна живет за счет продажи энергоносителей. Однако и этот ресурс не безграничный и практически исчерпан. Вот реальная картинка региона", - сказал Хазин, добавив, что с точки зрения экономики этих стран не вызывают интерес Ирана и Турции. "Ни Грузия, ни Армения, ни Азербайджан не могут произвести то, что не в состоянии произвести дешевле в Турции и Иране. Отсюда следует, что все страны региона кровно заинтересованы в добрых отношениях с Россией. Вывод один - неизбежно арбитром снова должна стать Россия. Все попытки поиграть в альтернативные вещи, например Грузия при Саакашвили и Азербайджан при "Народном фронте" в начале 1990 гг., заканчивались плохо", - подчеркнул он, добавив, что Армения в этом плане никогда не ставила под вопрос союзнические отношения с Россией.

Экономики стран региона, на его взгляд, при отсутствии внешних рынков упадут до уровня армянской экономики в начале 2000 гг. "При отсутствии внешних рынков экономики стран региона упадут до уровня армянской в начале 2000 гг. Это именно тот уровень, до которого упадут Грузия и Азербайджан, если они не будут иметь внешних рынков. Это при том, что у Армении есть широкая диаспора, которая помогает ей трансфертами", - пояснил он.

На его взгляд, Армения приняла решение вступить в Таможенный союз, чтобы исправить экономическую ситуацию в стране и облегчить доступ к российскому рынку. "Армения будет стремиться в евразийское пространство, что является экономическим образованием. Вступление Армении в Таможенный союз почти наверняка вызовет аналогичную реакцию и в Азербайджане. Обеим странам нужна гарантия объективности России в карабахском вопросе. Что касается Грузии, ей вообще деваться некуда, поскольку если она не будет дружить с Россией и не будет получать дотаций на Западе, а их не будет по мере развития кризиса, Тбилиси окажется в очень сложном положении. Мы видим снова картину, когда весь Кавказ находится под патронажем России. Регион возвращается в геополитический ландшафт России, что в первую очередь связано с экономикой. Опыт Грузии, Азербайджана и Армении показал, что самостоятельно экономики малых стран не могут быть эффективными. Россия неминуемо их главный экономический партнер. Уж коль она главный экономический партнер, совершенно невозможно искать арбитра на стороне", - пояснил Михаил Хазин.

На его взгляд, в таком раскладе ставить вопрос потери суверенитета этих государств неуместно, поскольку нет в мире абсолютно суверенных стран. "Нет абсолютно суверенных стран, их не существует. У США дефицит внешнеторгового баланса, они вынуждены это учитывать. В этом плане даже США не совсем суверенное государство. В контексте внешней политики абсолютно суверенным является Иран, он сидит под санкциями, и его зависимость от внешнего мира очень мала. Все остальные живут в мировой экономике. Задача ведь не стоит в том, чтобы попытаться стать абсолютно суверенными и нищими, бегая в домотканых штанах и босиком. Задача состоит в том, чтобы обеспечить всем своим соседям одинаковый уровень суверенности", - заключил он.