Еврокомиссия включила нефтепровод "Одесса-Броды" в список ключевых инфраструктурных проектов. Предполагается достройка трубопровода до Адамово (Польша), этот проект позволяет интегрировать украинский трубопровод с нефтепроводной системой Польши и начать поставки каспийской нефти в страны Восточной Европы. Планируется построить нефтепровод протяженностью 317 км и максимальной мощностью 30 млн т нефти в год, пишет сегодня, 15 октября, газета "Коммерсантъ-Украина".

Согласно сообщению ЕК, отмечается в материале, "проекты общего интереса" (projects of common interest) выиграют от ускоренной процедуры лицензирования и улучшения нормативных условий, а также получат доступ к финансовой поддержке фонда Объединенной Европы, в котором для трансъевропейской энергетической структуры на период 2014-2020 годов предусмотрено 5,85 млрд евро. Реализация этих проектов поможет членам ЕС интегрировать их энергетические рынки для диверсификации энергетических ресурсов и положить конец энергетической изоляции некоторых стран-членов ЕС.

Издание напоминает, что нефтепровод "Одесса-Броды" построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области Украины, где осуществлена его стыковка с нефтепроводом "Дружба". Его протяженность составляет 667 км, проектная мощность - 14,5 млн т нефти в год. До 2010 года трубопровод работал в реверсном режиме, поставляя российскую нефть на Одесский НПЗ. В середине 2010 года эксплуатация в этом режиме была прекращена. Трубопровод был заполнен технологической азербайджанской нефтью, и была начата прокачка каспийского сырья на Мозырьский НПЗ, который нуждался в нем из-за очередной "нефтяной войны" между Белоруссией и Россией. Всего было прокачано 1 млн т нефти вместо запланированных 4 млн т. Однако после урегулирования российско-белорусских отношений прокачка прекратилась - для Белоруссии оказалось выгоднее покупать российскую нефть.

В "Укртранснафте" сообщили, что в случае если нефтепровод будет достроен, прокачка нефти через территорию Украины может вырасти вдвое. В первом полугодии 2013 года по нефтепроводной системе Украины было транспортировано 8,4 млн т нефти, что на 291,5 тыс т, или на 3,3%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Источник в компании также сообщил изданию, что в связи с принятым Еврокомиссией решением компания намерена окончательно отказать российской "Транснефти" в возможности работы в реверсном режиме.

Эксперт, директор консалтинговой компании "А95" Сергей Куюн отмечает, что достраивать трубопровод без контрактов, позволяющих загрузить его нефтью, будет ошибкой. "Этот нефтепровод останавливался всякий раз, когда его пытались загрузить дорогой каспийской нефтью, поскольку ее переработка обходится намного дороже, чем работа на российском сырье",- говорит господин Куюн. Он отмечает, что если нефтепровод Одесса-Броды-Адамово и будет запущен, первое время тариф на прокачку нефти по нему будет высоким, чтобы компенсировать затраты на строительство: "Будет ли в принципе возможно при таких тарифах поставлять нефть - это большой вопрос".

Как сообщало ИА REGNUM, глава Бюро национальной безопасности Польши (BBN) Станислав Козей ранее заявил, что польские власти не намерены финансировать достройку польского участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора на базе построенного в 2001 году трубопровода "Одесса-Броды", поскольку сомневается в экономической целесообразности данного проекта". "Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми. Главным условием участия поляков в этом проекте является экономическая выгода, и с этой точки зрения проект до сих пор до конца "не играет", - сказал Козей. ЕАНТК - проект транспортировки каспийской нефти в Европу в обход России на основе украинского нефтепровода "Одесса-Броды", который активно продвигал бывший президент Украины Виктор Ющенко. Осенью 2009 года в Европейской Комиссии на экспертном уровне обсудили и положительно приняли технико-экономическое обоснование ЕАНТК, однако дальше этого дело не продвинулось.