На днях новоназначенный сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху от США, известный и опытный карьерный дипломат Джеймс Уорлик совершил свой первый визит в регион конфликта, посетив Баку, Ереван и Степанакерт.

Уорлик встретился с лидерами противоборствующих сторон, включая президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Бако Саакяна, а также передал президентам Азербайджана и Армении Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну личные послания Барака Обамы.

Некоторые нюансы, связанные как с высказываниями самого Уорлика, так и с содержанием посланий американского президента, заставляют думать, что этот визит нельзя считать сугубо ознакомительным, хотя ранее в Закавказье американский дипломат не бывал. Во всех трех столицах американский сопредседатель говорил о том, что мирному решению конфликта альтернативы нет, и "народы региона заплатили большую цену и достойны того, чтобы проблема нашла долгосрочное решение, что приведет к процветанию".

При этом, общаясь с журналистами в Баку, Уорлик практически уклонился от ответа на прямой вопрос, признает ли он территориальную целостность Азербайджана (разумеется, в понимании азербайджанской стороны, т.е. с условием возвращения в состав бывшей метрополии не только районов "зоны безопасности" вокруг собственно Карабаха, но и самой НКР). Он сказал, что будет осуществлять свою миссию "основываясь на реализме и прагматизме". А покидая НКР заявил, что был "счастлив посетить эту прекрасную страну" (курсив наш - Г.Б.). Впрочем, последнее может быть неточностью перевода.

Что касается переданных президентам Алиеву и Саргсяну посланий Барака Обамы, то по содержанию эти документы почти идентичны. В обоих случаях американский лидер подчеркивает, что "взаимные уступки в общих чертах уже уточнены, и настало время приложить новые усилия для установления мира в регионе". Для этого, считает Обама, необходим прямой диалог руководителей противоборствующих сторон, причем возобновиться должен он уже в "ближайшие месяцы".

В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, означает ли этот призыв, что Вашингтон намерен принять у Москвы "эстафету" организации регулярных встреч между президентами Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, подобно тому, как то происходило под эгидой России при патронаже Дмитрия Медведева? Напомним, российский лидер организовал не менее десятка таких встреч, причем, например, летом 2011 г. в Казани "стороны были в шаге от заключения соглашения", сообщали тогда осведомленные источники. Этого, однако, не произошло, и прямой диалог был приостановлен. Взамен зримо выросло напряжение как на линии соприкосновения сторон в Карабахе, так и на большинстве участков армяно-азербайджанской госграницы.

Можно согласиться с тем, что возобновление встреч двух президентов способно послужить определенному спаду напряженности. Однако главное в другом. Переговоры могут идти лишь вокруг т.н. "Мадридских принципов", предложенных посредниками в качестве основы для примирения, поскольку других предложений на столе переговоров пока нет. Известно, что ряд пунктов этого документа действительно согласован. Но, во-первых, неизвестно точное содержание остальных пунктов, а их, в общей сложности, около двух десятков, а во-вторых, следует вспомнить известную дипломатическую истину, гласящую: "пока не согласовано всё - не согласовано ничего". Эти слова, как представляется, сегодня становятся актуальными.

Послания Обамы достигли своих адресатов в момент, когда общая ситуация в регионе противостояния и в целом на Ближнем Востоке стала стремительно меняться. Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз. Одно это само по себе предполагает какую-то форму включения в это интеграционное объединение также и НКР, которая всегда была частью таможенного пространства Армении. Заметим, что без подобной перспективы Ереван вряд ли бы потянулся в ТС. А "Мадридские принципы" были сформулированы задолго до этого и никак не отражают новых реалий. Того, например, что в новых условиях вероятность очередной войны в Карабахе стремится к нулю, а это сильно меняет роль сопредседательства МГ ОБСЕ. Во всяком случае, стремление удержать стороны (в первую очередь - Баку) от соблазна попытки силового решения спора, становится уже не первоочередной задачей. Ведь, помимо присоединения к ТС, Армения, возможно, станет одной из стран-учредительниц будущего Евразийского экономического союза. Об этом заявил министр торговли Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. По его словам, "мы (РФ и Армения - Г.Б.) должны очень активно работать, чтобы в Евразийском экономическом союзе мы были вместе учредителями".

Ни о какой войне в подобном контексте просто речи быть не может. И рассчитывать на возвращение Карабаха Баку сможет лишь в том случае, если срочно попросится в ТС и пожелает также стать страной-учредителем ЕЭС. Это, согласимся, весьма маловероятно. Да и время уже упущено, Еревану удалось вырваться вперед - точно так же, кстати, как в 1920 г. это удалось сделать азербайджанцам. Тогда, напомним, советская власть установилась в Баку в апреле, а в Армении коммунистическое восстание было подавлено. Страна еще полгода оставалась союзником Антанты и противником советской России и кемалистской Турции. За это время Армения, находившаяся, как любят выражаться некоторые историки, "между советским молотом и турецкой наковальней", потеряла две трети своей тогдашней территории, в том числе - Карс, Нахичевань и, наконец, Карабах. В этой связи не исключено, что упомянутый послом Уорликом "прагматизм и реализм" отразится на подходах миротворцев, которые в итоге не могут не учитывать фоновых изменений столь крупного масштаба.

Кроме того, совершенно новая ситуация начала возникать в связи с договоренностью Москвы и Вашингтона относительно Сирии. Некоторые наблюдатели уже заговорили даже о возрождении "перезагрузки" в отношениях двух держав. Нам такой вывод представляется несколько поспешным, но факт в том, что Россия и США, благодаря инициативности российской стороны, несколько отошли от края очередного витка "холодной войны".

Между тем, экспертами ИА REGNUM ранее отмечалось, что в моменты улучшения российско-американских отношений процесс карабахского урегулирования переживает фазы активизации. Помимо всего прочего, это объясняется тем, что у основных внерегиональных игроков высвобождаются время и ресурсы для того, чтобы заняться этим застарелым конфликтом. Нельзя исключать, что нечто подобное произойдет и на этот раз, и Москва не будет возражать против того, чтобы Вашингтон организовывал прямые встречи президентов Алиева и Саргсяна. Другой вопрос, что содержание таких переговоров, по указанным причинам, должно быть скорректировано с учетом новых обстоятельств.

Судя по высказываниям посла Уорлика, речь может пойти об активизации "народной дипломатии", повышении мер доверия на линии огня (в частности - отводе снайперов) и прочих "мелких шагах". Тех самых, с которых, как известно, начинается любая долгая дорога к миру.

Гай Борисов, политической обозреватель ИА REGNUM