Четыре звезды мировой архитектуры представили накануне вечером в Европейском университете в Санкт-Петербурге, а он располагается в здании - памятнике истории и архитектуры федерального значения - особняке Кушелева-Безбородко, свои конкурсные эскизные проекты по приспособлению старинного Малого Мраморного дворца (еще одно название особняка) для современного учебного процесса.

Проект Рема Колхаса - в старом здании появятся вертикальные и горизонтальные взаимосвязующие пространства.

Как сообщает сегодня, 10 сентября, корреспондент ИА REGNUM, Эрик ван Эгераат (бюро "(Designed by) Erick van Egeraat"), Жан-Мишель Вильмотт (бюро "Wilmotte & Associés SA"), Сергей Чобан (бюро "SPEECH Чобан & Кузнецов") представляли свои проекты лично, Рем Колхас (бюро "Office for Metropolitan Architecture") прислал полномочных представителей, а сам выступил с видеообращением.

Приехали лично и многие влиятельные члены жюри: Алексей Кудрин - председатель Попечительского совета Фонда Европейского университета в Санкт-Петербурге, бывший министр финансов РФ (2000-2011), ныне глава комитета гражданских инициатив, Сергей Вязалов - вице-губернатор Санкт-Петербурга, Александр Марголис - председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Приехали и председатель комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культурыАлександр Макаров и глава комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Олег Рыбин.

Архитекторы вскрыли запечатанные конверты - чтобы узнать порядковый номер, согласно которому они будут представлять проект. Номер первый выпал Эрику ван Эгераату, сообщившему, что здание Европейского университета - отличный выбор для работы, поскольку должно стать частью культурного пространства городского центра.

"Это здание достойно уважения и понимания, но и второго шанса стать пространством еще более богатым и роскошным", - сказал архитектор.

По проекту Эрика ван Эгераата предполагается, что при максимально бережном сохранении здания - фасады не меняются вообще - акцент будет сделан на создание новых общественных пространств за счет того, что будут убраны столь характерные для старых дворцов маленькие комнатки и коридоры вне парадных анфилад. Хотя "новое должно уважать старое и бережно с ним обращаться", то есть исторические интерьеры будут сохранены.

Мало того, архитектор говорил и об их полной реставрации. В своем проекте Эрик ван Эгераат максимально акцентирует внимание на трех дворах здания, один из которых превратится в атриум, появлении зеленой крыши и террасы, двух пространств на первом и втором этажах, где разместятся библиотека, компьютерный центр, кафе, аудитории.

Архитектор остановился и на энергосберегающих технологиях обогрева и вентиляции - системы будут установлены таким образом, чтобы снизить электропотребление на треть. Эгераат напомнил, что по его проектам уже построено 9 университетских зданий по всему миру, и сейчас строится десятое - в Лейпциге.

Эскизный проект Рема Колхаса представляла Екатерина Головатюк. Архитектор тоже решил пойти по очевидному пути создания больших пространств, избавляясь от родовых признаков аристократического дворца - маленьких комнаток с низкими потолками, нелогичных переходов, в общем, "от структуры, напоминающей лабиринт", сохраняя при этом все исторические интерьеры, вид на которые будет открываться с различных точек нового пространства.

По замыслу Колхаса, внутреннее пространство Малого Мраморного дворца должно быть четко структурировано по горизонтали и вертикали, что даст возможность понятного перемещения внутри здания, появления больших аудиторий, полных воздуха и света, в том числе со стеклянной крышей и выходом во двор, обширного современного выставочного пространства.

Вертикальный променад, в который будут включены 80 процентов лестничных пролетов, свяжет все уровни горизонтальных пространств единым общим элементом. Рем Колхас в своем видеообращении напомнил, что первый раз приехал на берега Невы еще в Ленинград - в 1969 году, и с тех пор участвует в разных архитектурных проектах города, в частности, работает с Государственным Эрмитажем.

"Очень важно расчистить пространство, уважая его историю", - продолжая общую мысль звездных предшественников, сообщил, представляя свой эскизный проект, Жан-Мишель Вильмотт, у которого в активе тоже создание университетских кампусов - Коллеж де Франс, Юридическая школа в Париже и т.д.

Вильмотт назвал проект Европейского университета "огромным вызовом" - научиться говорить на современном языке архитектуры в старинном особняке не просто. Архитектор также, но более решительно, чем другие, заговорил об эффективном пространстве внутри. Он предложил закрыть двор, убрать позднейшие советские надстройки, убрать нагрузку с крыши, дав больше света - там, под самым коньком, образуется световое стеклянное пространство, которое даст естественный свет в библиотеку с читальным залом.

Вильмотт предлагает вернуть часть зеленых пространств старому дворцу - ведь здесь когда-то был сад. Внутри здания появится ось, вдоль которой на первом этаже сгруппируются большие аудитории, зал для конференциий и встреч, а на втором этаже появится висячий сад, исследовательский центр, учебная аудитория в бывшей часовне, на третьем - учебные аудитории, офисы профессоров, вход в атриум.

Александр Марголис после презентации Вильмотта задал вопрос ко всем конкурсантам: известно ли им, что дворец на Гагаринской улице - памятник архитектуры федерального значения. На него, в соответствии с законодательством, составляется опись предметов охраны, среди которых, в частности - конфигурация и габариты крыши. Форма кровли старого дворца - под охраной закона, ее тоже менять нельзя.

Сергей Чобан, представлявший свой проект, отметил, что атмосфера старого петербургского особняка должна быть сохранена - с трубами, типичными крышами, кровлей: "Не должно быть ощущения, что внешний объем сохранен, а изнутри здание выпотрошено, необходимо сохранить объемы, которые создают силуэт, делающий здание сложившимся ансамблем, в том числе и со стороны Невы".

Чобан предлагает систему реновации стен, ввод новых элементов, которые будут фактически крепиться в теле старого здания металлоконструкциями, не касаясь стен - "в старое тело вставят новое сердце". Именно там появятся полные света кафе, залы, атриум, планируется и выход на кровлю. В общем и целом, пространство увеличится на 2 тысячи квадратных метров.

У главы комитета по градостроительству и архитектуре Олега Рыбина возник вопрос о парковках. Чобан, работающий в Берлине, ответил, что в немецкой столице, к примеру, вообще нет норм на парковки в центре - и люди привыкли, что в центр лучше добираться общественным транспортом, а университетские здания - в списке тех, около которых вообще парковка запрещена. Правда, в проекте Европейского университета Чобан предусмотрел несколько парковочных мест, но не более - по мнению архитектора, центру Санкт-Петербурга было бы лучше, если его максимально разгрузили бы от личных авто, развивая общественный транспорт.

Идею конкурса, чтобы сделать здание особняка на Гагаринской приспособленным для современного учебного и творческого процесса, высказал сам Европейский университет, в котором ныне всего 250 студентов, а многие пространства, доставшиеся в наследство от располагавшегося здесь в советские годы Института охраны труда, вообще не используются.

Весной 2013 года университет объявил конкурс эскизных проектов, к участию в котором были приглашены архитекторы с мировой репутацией и обширным опытом проектирования университетских зданий и работы с объектами исторического наследия в России и за рубежом.

По замыслу организаторов конкурса, в Малом Мраморном дворце должно появиться современное международное образовательное пространство и новый центр городской активности, важная для Петербурга площадка для научных и культурных мероприятий. Проект должен стать образцом бережного отношения к историческому памятнику и городскому контексту, продемонстрировав, как новое может сосуществовать со старым. Вечером 11 сентября будет объявлен проект-победитель конкурса.

Справка. В середине XVIII века участок, на котором находится Малый Мраморный дворец, был занят прачечными императорского двора и домами дворцовых служителей.

В 1830-1840-х годах участок перешел к графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко. В 1855 году - его сыну Николаю Александровичу, штаб-ротмистру Кавалергардского полка, известному коллекционеру предметов искусства.

В 1857-1862 годах по его заказу Э.А.Шмидтом дом, уже бывший на участке, был перестроен. Здание стало вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца, чей фасад был облицован натуральным камнем. Здесь использован тивдийский мрамор.

Особым украшением Малого Мраморного дворца стала Парадная лестница в стиле Людовика XIV. Первоначально напротив каждого из пяти арочных окон на противоположной стене были установлены пять больших зеркал. На втором этаже располагались Танцевальный (Белый) и Золотой залы тоже в стиле Людовика XIV.

Двусветный Танцевальный зал был украшен плафоном "Смерть похищает Поэта". Паркет здесь был инкрустирован перламутром. К Белому залу примыкал Кабинет - копия кабинета Карла V в Брюгге. В нем хранилась коллекция рыцарского оружия и доспехов. Рядом с Кабинетом - Бильярдная, освещение которой осуществлялось через стеклянный витраж на потолке. Анфилада комнат второго этажа вдоль Гагаринской улицы за Золотым залом продолжалась Гостиной в стиле Людовика XV. Рядом с Гостиной - Дамский кабинет в стиле Людовика XVI.

Дворовые флигели с главным корпусом соединяли Галерея и Турецкая (Курительная) комната. В дворовых флигелях находились другие парадные залы - Зимний сад с фонтаном и бассейном, а за ним - Пименовская галерея, в которой были выставлены скульптурные барельефы С.С.Пименова "Воскресение" и "Преображение Господне". К галерее примыкала Елизаветинская зала в стиле барокко. Южнее Елизаветинской залы - Библиотека, за ней Театральный флигель. На территории усадьбы был разбит сад с фонтанами.

18 октября 1873 года дом был куплен для великого князя Николая Константиновича (старшего сына великого князя Константина Николаевича). С той поры особняк и стали называть Малым Мраморным дворцом.

Николай Константинович считался одним из самых красивых русских великий князей. Писатель Дмитрий Григорович вспоминал, что "Когда он был юношей и жил в Мраморном дворце, к нему водили девок по целым десяткам". Имела знакомство с ним и известная авантюристка того времени Фанни Лир. Она описала Малый Мраморный дворец так:

"По широкой лестнице розового мрамора с великолепными вазами и бронзовыми фигурами мы поднялись во внутренние апартаменты, состоявшие из ряда комнат одна лучше другой. Тут я увидела огромную бальную залу, белую с позолотой, в стиле эпохи Возрождения; великолепный салон во вкусе Людовика XIV и другую гостиную, украшенную выцветшими гобеленами Людовика XV; курительную комнату мавританского стиля; будуар, обтянутый розовым шёлком с кружевами; туалетный кабинет с превосходной мраморной ванной; большую столовую, обтянутую кордовской кожей; залу елизаветинского стиля; его кабинет; полузаброшенную домашнюю церковь и запущенный сад. Всюду драгоценные вещи, фарфор, картины, ковры. Я обомлела от изумления при виде этого великолепия".

После того как великий князь Николай Константинович был уличен в краже ценностей его некоторое время держали под арестом в собственном дворце. 11 декабря 1874 года Александр II подписал указ "о болезненном состоянии здоровья" великого князя. Вскоре его выслали из Санкт-Петербурга.

После гибели Александра II Малый Мраморный дворец было решено передать морганатической супруге императора светлейшей княгине Екатерине Михайловне Юрьевской. Александр III, исполняя волю отца, купил для нее этот особняк за 600 000 рублей. Ранее эту же сумму за Малый Мраморный дворец предлагало французское посольство.

Княгиня Юрьевская вместе с детьми переехала в Малый Мраморный дворец летом 1881 года. Перестроек она не устраивала, но изменила назначение некоторых помещений, поменяла предметы обстановки. На третьем этаже появились детские комнаты и служебные помещения для воспитателей. В Пименовской галерее разместилась церковь.

На втором этаже Малого Мраморного дворца княгиня устроила открытый для широкой публики музей памяти Александра II. В двух комнатах (Опочивальне и Кабинете) хранились личные вещи погибшего императора, связанные с его жизнью картины, фотографии, иконы. На Парадной лестнице стояло чучело медведя с надписью: "Лисино. Убит Его Императорским Величеством близ Лисинского учебного лесничества 22 января 1875 года".

В 1913 году княгиня Юрьевская навсегда уехала из России. Уже находясь за границей она продала Малый Мраморный дворец дочери камер-юнкера Высочайшего двора Е.П.Леонард "за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II". Эти предметы были вывезены в Париж, а затем в Ниццу.

Для новой владелицы Малый Мраморный дворец перестраивал гражданский инженер Н.Н.Игнатьев. На месте Театра, Оранжереи и Сада появился шестиэтажный дом с тремя флигелями.

В 1930-х годах Малый Мраморный дворец был занят научно-исследовательским институтом охраны труда. В это время пристройки, где размещались Зимний сад и Пименовская галерея, были надстроены до трех этажей. В 1970 году Малый Мраморный дворец был взят под охрану как памятник архитектуры.