Кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный частью своей популярности в интернете обязан рекламной фирме, за деньги привлекающей внимание зрителей к его промо-роликам. Информация об этом, обнародованная блогерами, вызвала настоящий скандал и сразу же оказалась в списке главных тем блог-хостинга "Живой Журнал".

Некоторые предвыборные видеоклипы Навального просмотрели по несколько сотен тысяч человек. Но это внимание зрителей не имеет ничего общего со сторонниками кандидата в московские мэры, пишет блогер Сергей Никитский. На самом деле некое ООО "Видео Бум" просто разместило их на ряде популярных развлекательных интернет-порталов, весьма далеких от политики. Среди них оказались сайты с такими названиями, как Fishki.net, Yaplakal.com, Doseng.org и другие. Кроме того Никитский обнаружил один из роликов Навального размещенным в качестве рекламы перед онлайн-просмотром кинофильма "Операция "Арго".

"Зачем Навальному покупать просмотры, если он пользуется "огромной поддержкой" - в сети его поддерживают миллионы людей? Получается, что байка "все хомячки Навального куплены" вполне себе правдива? - задается вопросом Никитский. "Стух Алексей, никому он нахер не нужен. Вся его поддержка - фейк, - отвечает ему Лена Миро, чей пост добрался до четвертой позиции в рейтинге публикаций "Живого Журнала". - Все эти накрутки нужны только лишь для того, чтобы заявить: меня неправильно посчитали! Смотрите, сколько у меня просмотров в Ютуб, сколько постов на главной ЖЖ, вы хотите сказать, что я набрал смешные пятнадцать процентов?!".

Такая тактика накрутки статистики для Навального не нова. "Всем понятно, что интернет-пространство настолько технологично, что популярность завоевывается конкретными рекламными ходами. И популярность блогера Навального возникла не потому, что был один человек, который борется с коррупцией. У нас тысячи людей борются с коррупцией на региональном и федеральном уровнях. Я слышал, что блогер Навальный изначально пользовался такими технологиями по раскрутке своего имени", - рассказал член Общественной палаты РФ, директор ассоциации "Гражданский контроль" Георгий Федоров.

Если сопоставить число просмотров роликов Навального с ценами на такие услуги в интернете, то можно примерно представить себе и сумму, затраченную кандидатом на этот платный видеопоказ. "Немного округлив (в меньшую сторону) количество просмотров и умножив на обычную стоимость просмотра у ООО "Видео Бум", мы получим 2.600.000 просмотров или 5.200.000 рублей. В такую сумму обошлась раскрутка роликов неустановленному лицу, заинтересованному в продвижении официальных предвыборных роликов кандидата в мэры Алексея Навального", - пишет Никитский.

Конечно, это дело самого Навального решать, на что уместно потратить эту немалую сумму. "Истраченные на бессмысленную раскрутку средства, также как и большую часть средств на предвыборную компанию, кандидаты могли бы с большей пользой перечислить на ликвидацию наводнения на Дальнем Востоке или на операции больным детям", - пишет по этому поводу интернет-издание SmartNews.ru.

Откуда взялись эти миллионы? Оплачена ли раскрутка роликов через ООО "Видео Бум" из средств избирательного фонда кандидата, интересуется блогер Никитский. Ведь, если там все чисто и прозрачно, Навальный может спокойно показать договор и успокоить своих избирателей. Вопрос лишь в том, действительно ли он сможет показать такой договор?

"Я не исключаю, что там и черный нал присутствует, потому что избирательная кампания Навального имеет две стороны - светлую и темную, официальную и неофициальную, - говорит Георгий Федоров. - Штаб волонтеров, с моей точки зрения, пиар-проект, потому что невозможно проводить избирательную кампанию, когда в штабе ходит много непонятных людей, которые могут оказаться подсадными или провокаторами. Поэтому я могу предположить, что у блогера Навального есть реальный закрытый штаб, в котором трудятся высокооплачиваемые специалисты, которые оплачиваются не из фонда".

Как бы то ни было, а до выборов осталось всего ничего, и даже если какие-то правонарушения со стороны Навального вскроются, правоохранительные органы просто не успеют на них отреагировать. Все станет ясным лишь после окончания избирательной гонки, и тогда же станет понятно, сколько у Навального сторонников на самом деле, а сколько - всего лишь купленных в интернете.