По информации прокуратуры Северной Осетии, в республике выявлено 57 граждан Узбекистана и Вьетнама, которые в нарушение требований миграционного законодательства незаконно находились на территории Владикавказа и осуществляли трудовую деятельность без соответствующих документов. Все они привлечены к административной ответственности. О том, как налажена в регионе работа с иностранными рабочими беседа корреспондента ИА REGNUM с начальником отдела по вопросам трудовой миграции Управления Федеральной миграционной службы по РСО-Алания Николаем Колиевым.

ИА REGNUM: Из каких стран находятся сегодня в Северной Осетии трудовые мигранты и какую работу они выполняют? На сегодняшний день большая часть работающих у нас иностранцев - это граждане из стран СНГ. В основном из Узбекистана, а также из Азербайджана, Армении и Таджикистана. Это основные страны-поставщики рабочей силы на территорию нашей республики. Имеется незначительная часть мигрантов, прибывающих из стран дальнего зарубежья, то есть те, кто приезжает сюда по визам. Среди них квалифицированные работники и просто разнорабочие. Спектр профессий очень широкий. Есть, допустим, футболисты, играющие в клубе, они профессионалы. Имеются также опытные повара восточной кухни, технологи по производству мебели на фабрике "Рокос". А есть категория иностранных граждан, работающих на строительных площадках - это бетонщики, каменщики и др. Строительная отрасль вообще наиболее востребована среди трудовых мигрантов.

ИА REGNUM: В Северной Осетии актуальна безработица, но в это же время в республике трудятся иностранные граждане.

Иностранные граждане занимают ту нишу рабочей силы, на которую наши граждане, к сожалению, не хотят идти. Это могу подтвердить не только я, но и служба занятости населения. На вакансии того же плотника, каменщика наши сограждане идут неохотно. Мы общаемся с работодателями, которые заинтересованы более в иностранных работниках, хотя стараемся эту ситуацию выправлять. В первую очередь, в соответствии с законом, на право трудоустройства имеют граждане Российской Федерации. Но если нет таких людей, соответственно тогда они имеют право привлечь иностранного работника. Как говорят работодатели, мигранты более эффективно выполняют свои обязанности, не отвлекаются на традиционные свадьбы, похороны, то есть они приезжают сюда работать. Потому, с одной стороны, и выгодно привлекать иностранную рабочую силу. Но с другой стороны, оплата иностранного работника и местного - примерно одинаковая. Работа тяжелая, и за 15-20 тысяч не каждый наш человек идет.

ИА REGNUM: В своих странах мигрантам сложнее? Да, если бы у них уровень жизни на родине был лучше, вряд ли бы они сюда приезжали. Насколько я общаюсь с мигрантами, экономическая ситуация в их странах очень тяжелая, нет достойных условий, потому они и стараются выезжать в Россию и другие государства.

ИА REGNUM: У многих трудовых мигрантов возникают проблемы со знанием русского языка. УФМС по Северной Осетии совместно с Владикавказской и Аланской епархией занимались обучением иностранных граждан. Что сделано в этом направлении и будет ли продолжена эта работа?

Курсы эти организовываются уже второй год. К сожалению, федеральные средства на эти цели не выделяются, совместными с епархией усилиями мы обеспечили условия для прохождения курсов, церковь даже помещение выделила. В первую очередь, это делается не только для того, чтобы люди узнали язык и работали здесь, а для их социальной адаптации. Ведь определенный процент мигрантов остается у нас на постоянное проживание. Железного занавеса ни для кого нет. Кто-то приезжает и принимает гражданство РФ, именно с целью адаптации и обучаем, чтобы им было легче жить на новом месте. Буквально недавно эти курсы закончились, но уже идет очередной набор. И епархия снова нас поддержала. Что интересно, в основном, у нас занимались люди из мусульманских стран - азербайджанцы, узбеки, таджики. И первое время для них удивительно было ходить в епархию по религиозным соображениям, но потом они даже заинтересовались.

ИА REGNUM: Со временем в Северной Осетии трудовых мигрантов становится больше или меньше?

Если мы учитываем количество оформленных разрешений на работу, то примерно одинаково. Каждый год бывает 400-600 человек. Несколько лет назад доходило и до 1000 человек. На следующий год получено 500 заявок. Сказать, что их стало больше - нельзя. Можно сказать, что те, кто здесь раньше работал нелегально, сейчас приходят и оформляют документы и потом спокойно трудятся, платят налоги. Каждый из них ежегодно оплачивает 13 тысяч рублей налогов, плюс какие-то социальные и иные выплаты, все это идет в бюджет Российской Федерации.

ИА REGNUM: Какие меры предпринимаются к трудовым мигрантам, у которых истек срок пребывания на территории России и, в частности, в РСО-Алания?

У нас есть федеральная база данных по учету иностранных граждан - банк данных. Все иностранцы, приезжающие к нам, сразу там отмечаются. Встал на учет, получил разрешение на работу - все регистрируется. Если, по нашим данным, там не вносится отметка о сроке его выезда, то после 30 суток истечения его трехмесячного пребывания, виза закрывается. Если гражданин продолжает находиться здесь, то ему закрывается въезд на три года, то есть, когда он покинет пределы страны, то обратно уже заехать сюда не сможет. Это один из механизмов. Другой заключается в проведении проверочных мероприятий. Отдел миграционного контроля нашего управления ежедневно выявляет на территории республики нарушителей, в год бывает до тысячи человек, привлеченных к ответственности. Часть из них лишается права на въезд.