Полтора месяца назад парламент и президент Киргизии одобрили расторжение соглашения с властями США о дальнейшем пребывании американской военной авиабазы "Манас" на территории республики. Теперь американские военные обязаны покинуть эту страну до июня 2014 года. О том, как Пентагон может сохранить свою базу и на кого из граждан Киргизии может "сделать ставку", пишет информационно-аналитический сайт Stanradar.com. ИА REGNUM публикует материал полностью.

Оценивая ситуацию вокруг авиабазы, в первую очередь надо учитывать - официально решение о денонсации договора между правительствами Киргизии и США о создании военной базы в аэропорту Бишкека принято как парламентом, так и президентом республики Алмазбеком Атамбаевым. При этом официальный Вашингтон демонстрирует готовность подчиняться решению Бишкека.

Что США могут сделать для сохранения базы "Манас"? Вариантов несколько:

1. "Я - не я, и корова не моя" (Полный отказ от обязательств).

Реализация варианта "мы передумали".

Маловероятное событие. Учитывая шаткость позиций киргизских властей, идти на открытый конфликт будет весьма чревато.

2. "Смена вывески" (Вместо вывода базы - лишь смена названия объекта)

Можно попытаться повторить маневр, в 2009 году успешно реализованный экс-президентом Курманбеком Бакиевым. Тогда лидер Киргизии, пообещав вывести базу "Манас", улучшил отношения с Москвой, получил от нее несколько сотен миллионов долларов, а затем, получив дополнительные преференции с американской стороны, оставил базу, лишь переименовав ее. Вместо авиабазы "Манас" она стала значиться в официальных документах как "Центр транзитных перевозок".

Однако, одной смены названия в нынешней ситуации будет недостаточно. Необходимо выполнить один из главных пунктов обещаний, озвученных Алмазбеком Атамбаевым - "с середины 2014 года ни одного американского солдата на базе Манас не останется".

Действительно, Пентагон может вывести своих бойцов, но взамен доставить несколько сотен наемников - сотрудников частных военных компаний (ЧВК). Сотрудники таких крупных организаций, как Academi (больше известная как Blackwater), MPRI, EOD Technology, Aegis, чаще всего набираются из бывших бойцов спецподразделений американской армии, ВВС, ВМС и т.п., но при этом военнослужащими армии США де-юре не считаются.

За 30 лет использования ЧВК Пентагоном и ЦРУ превосходно оснащенные штатские сотрудники успели принять участие в тренировках местных боевых подразделений, подавлении бунтов, доставке грузов. Известны и случаи, когда Пентагон и ЦРУ нанимали ЧВК для охраны собственных баз и объектов. К примеру, в Сомали в интересах США действует американская частная военная компания Bancroft Global Development, которая обеспечивает охрану укреплённой военной базы в районе Могадишо, а в 2010 году получила от правительства Сомали контракт на обучение местных военнослужащих.

3. "Большой бум" (Массовые беспорядки, нагнетание конфликтов с целью запугваниия властей)

Угроза реальных беспорядков в стране, межэтнические столкновения, появление очередной группы бородатых экстремистов на юге страны, активизация местных радикалов, рост террористической активности... Все это, и не только, можно использовать для запугивания местных властей и объяснения им - базу необходимо оставить для обеспечения безопасности. Как только решение о сохранении базы принято - беспорядки затихают, боевики уходят.

Предпосылки для реализации подобного сценария в Киргизии есть. Межэтнические проблемы, особенно на юге страны, не решены. Бишкек недостаточно силен для полноценного контроля за окраинами, силовые подразделения демотивированы и коррумпированы. Нарастает количество проблем в экономической и социальной сферах. Остается напряженной ситуация в приграничных районах и анклавах.

4. "Осел, груженый золотом"

Подкуп - пожалуй, древнейший в истории человечества способ добиться своего (как минимум в Библейской - продажа права первородства). Не каждый киргизский политик устоит перед чемоданом наполненным зелеными купюрами. Под влиянием столь убедительных аргументов местные чиновники могут "забрать свои слова обратно".

Примечание: данный вариант успешно действует в комплекте с прочими, но со временем теряет силу и поэтому требует регулярного применения.

5. "Смена фигур" (Смена руководства страны посредством "Цветной революции")

Нелояльных идеям "развития демократии" и "соблюдения прав человека" глав государства можно в любой момент объявить диктаторами, заподозрить в хранении оружия массового поражения. После этого в ход идут массовые протесты гражданских активистов, обращения к мировому сообществу "местной прогрессивной молодежи". Параллельно, посредством соцсетей и "независимых СМИ", проводится массовая агиткомпания с призывами отказаться подчиняться диктатору и "ради будущего страны выйти на улицы". Несколько десятков тысяч человек с повязками заранее обговоренного цвета вполне успешно могут сместить "недемократичных" руководителей страны, поставив вместо них "истинных патриотов Киргизии", прошедших обучение в США. Шансы на успех повышаются, если в стране развит "гражданский сектор", а система госуправления и правоохранительные органы неэффективны и коррумпированы.

В условиях Киргизии последний вариант является, пожалуй, одним из наиболее работоспособных. В стране насчитывается несколько тысяч НПО, около 300-400 активно ведут работу, отрабатывая полученные из-за рубежа гранты. Всего в деятельности неправительственных организаций задействовано более 50 000 граждан страны. Сюда же можно добавить прошедших обработку обучавшихся за рубежом студентов, частично - чиновников и предпринимателей.

Из относительно свежих новостей в этой сфере - визит экс-министра обороны Дональда Рамсфельда в Бишкек. Несколько дней один из самых влиятельных американских деятелей находился в Бишкеке, встречаясь с чиновниками, политиками, общественными деятелями и руководителями НПО.

Чтобы понять, насколько важны имена собеседников Рамсфельда, обратимся к биографии самого заокеанского гостя. Дональд Рамсфельд за свою карьеру успел стать конгрессменом, возглавить администрацию президента, дважды (!) побывать министром обороны США (в ходе второго срока, при Джордже Буше, именно он был инициатором двух войн - в Ираке и Афганистане). Малоизвестно, что Дональд Рамсфельд является также членом попечительного совета института Гувера, членом правления Freedom House, членом правления корпорации RAND, членом большинства закрытых элитных клубов претендующих на решение судеб мира (от Бильдербергского клуба до Богемной Рощи).

В 2005 году Рамсфельд уже бывал в Бишкеке. Тогда он, стремясь сохранить базу "Манас", встретился с Курманбеком Бакиевым и Розой Отунбаевой. Поездка прошла успешно. В этот раз, по официальным данным, визит Рамсфельда носил не политический характер. Сообщалось, что 81-летний экс-министр обороны США прибыл в Бишкек для отбора самых достойных местных деятелей. Отобранные Рамсфельдом граждане Киргизии будут получать регулярную денежную помощь "для развития своей политической карьеры в интересах демократии".

Вряд ли кто-то поверит в то, что 81-летний экс-министр обороны прилетел в Бишкек просто раздать деньги местным активистам. Коллеги Дональда Рамсфельда говорят о нем как о весьма практичном и эффективном политике. Конгрессмен Роберт Элсворт так охарактеризовал Рамсфельда - "одного взгляда было достаточно, чтобы понять - перед тобой чемпион по спортивной борьбе. Это проявлялось во всем: в его походке, в том, как он занимался политикой. Очень агрессивно, очень умело, очень жестко".

Эти качества не раз проявлялись в его карьере - жесткий Дональд лично санкционировал использование в тюрьме Абу-Грейб пыток. Он же, по подсчетам исследователей, стремясь развязать войну в Ираке, 109 раз публично соврал американцам о якобы имеющемся у Саддама Хусейна оружии массового поражения и сотрудничестве иракского правительства с "Аль-Каидой". По итогам кампании выяснилось - никакого ОМП у Хусейна не было, не предоставили ЦРУ и доказательства сотрудничества иракцев с террористами.

Из-за войны, начатой под надуманным предлогом, государство Ирак оказалось разрушено, погибли около 500 000 человек, а американские компании получили доступ к иракской нефти.

Полный список претендентов на звание "самого демократичного" остался неизвестным. В СМИ просочилась информация о встречах Рамсфельда с главой НПО "Центрально-азиатский институт свободного рынка" Мирсулжаном Намазалиевым, президентом НПО "Коалиция за демократическое и гражданское общество" Динарой Ошурахуновой, а также завотделом межнациональной политики администрации президента Киргизии Мирой Карыбаевой. Все трое известны, как сторонники "демократии по-американски".

Встреча с Рамсфельдом для вышеозначенных граждан Киргизии - не первое общение с американскими функционерами. Тот же Намазалиев встречался с послами США как минимум три раза: в 2008 году - как участник протестных акций, в 2010 году - как получатель гранта и в 2011 - как блоггер.

Перечисленные выше граждане - образованные, инициативные, без сомнения талантливые люди - будет справедливо, если финансовая помощь достанется им. Вопрос в том, как и чем именно получатели денег Рамсфельда буду расплачиваться за, без сомнения, щедрую помощь в развитии политической карьеры.

В том, что американские благодетели рано или поздно потребуют у получателей ответные услуги, сомневаться не приходится.

Пока что можно утверждать - политтехнологи Госдепа и ЦРУ, посредством неправительственных фондов и руками влиятельных политиков, продолжают работу над выращиванием в стране нового поколения политиков, проамериканских граждан Киргизии, "заточенных" на отработку американских интересов в регионе.