Никакого процесса евроинтеграции для Армении не существует, заявил корреспонденту ИА REGNUM политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, добавив, что споры о европейском или евразийском выборе Армении мало соотносятся с действительностью.

"Никакого такого выбора, тем более построенного по схеме "или-или", у Армении нет, да и быть не может. Страна находится в очень специфическом положении, живет в обстановке геополитической почти что изоляции и, по сути дела, решает проблемы своего долгосрочного выживания. Это обстоятельство накладывает совершенно особый отпечаток на ситуацию, делая некорректным ее сравнение с другими государствами, в той или иной степени оказавшимися перед таким выбором", - заявил эксперт, имея в виду Украину, Молдавию, Белоруссию и пр.

По словам Лукьянова, задачи, стоящие перед Арменией, сильно отличаются от проблем указанных стран. "Повторюсь, реальной перспективы интеграции в том или ином направлении у Еревана нет, либо она очень призрачна. Для Армении гораздо более актуален вопрос геостратегической безопасности, который сегодня решается в рамках армяно-российских двусторонних отношений или Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Кроме России никаких других гарантов безопасности у Армении нет, и это решающий фактор. Сторонники разных путей развития Армении, которые, собственно, и спорят на тему выбора, делают это преимущественно внутри Армении, и от их споров, если уж честно, немногое зависит. Эти споры актуальны в весьма абстрактной плоскости, но не прикладной", - заметил собеседник.

При этом главред журнала "Россия в глобальной политике" отметил, что текущая ситуация - не приговор, и со временем существующий расклад может измениться. "Концепция Евразийского союза сегодня является попыткой отладить схему взаимоотношений между тремя странами-участниками Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. Да и то, сейчас там больше вопросов, чем ответов на них. Если проект будет развиваться и выходить за рамки тройки основателей, то там возможны несколько сценариев. При этом все равно трудно представить, что Евразийский союз "доберется" до границ Армении, поскольку для этого нужна радикальная геополитическая переориентация Грузии и ее вступление в Таможенный союз, а это не представляется реальным", - подчеркнул он. Евразийская интеграция Армении, уверен Лукьянов, - общая идея поддержания армяно-российских отношений на уровне, пролонгация статуса России как основного гаранта безопасности, и на этом ставится точка.

Что касается так называемого европейского сценария, по мнению Федора Лукьянова, единственное, что делает его более или менее рациональным и реалистичным - гипотетическое вступление Турции в ЕС. "Но сегодня никаких предпосылок для такого развития событий нет", - напомнил эксперт.

В этом контексте политолог прокомментировал недавние заявления ректора Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО), академика Российской академии наук, доктора политических наук Анатолия Торкунова, согласно которым, в частности, военно-стратегическое взаимодействие Москвы и Еревана далеко не исчерпывает возможности взаимодействия двух стран, которые "лежат в плоскости подключения Армении к российско-ориентированным интеграционным форматам". Кроме того, касаясь вопроса о том, что подавляющее большинство населения Армении, а именно 82,1%, желает объединиться с Россией, а не с Европой, тогда как армянская элита взяла курс на евроинтеграцию, Торкунов заявил, что элита будет заслуживать звания элиты только в том случае, если она будет хотя бы "по большому счету" отражать настроения, существующие в обществе, в противном случае это "правящий класс".

По мнению Лукьянова, с утверждениями Торкунова про элиту сложно спорить, раз такой огромный процент населения хочет одного, а власти идут по иному пути. "Замечу, что почти во всех странах постсоветского пространства вопрос геополитического выбора ставится чересчур жестко - или туда, или сюда, а на деле проблема выглядит совершенно иначе: ни туда, ни сюда. В случае с Арменией возможности институционального выбора и вовсе нет, а ответ на вопрос о том, вообще с кем объединяться - с Россией или с Евросоюзом, очень прост: да ни с кем. Любое государство должно отстаивать свои национальные интересы, а интересы Армении прежде всего исходят из соображений безопасности", - напомнил аналитик.

Отвечая на вопрос о том, не может ли углубление фактически фиктивного процесса евроинтеграции в рамках проекта "Восточное партнерство" создать условия для вывода с орбиты России малых постсоветских стран в будущем, политолог заметил, что такая концепция слишком упрощена. "Вообще-то нельзя ставить в один ряд страны-участницы "Восточного партнерства", тем более в таком ракурсе, они очень разные. Азербайджан, если уж на то пошло, не находится на российской орбите и не является дружественным нам государством. Это партнер, отношения с которым весьма холодны. Молдавия вот уже 20 лет пытается решить вопрос своей национальной идентичности, отсюда растут и растут проблемы, которые не имеют ничего общего с проблемами Армении. Украина - государство из иной весовой категории, страна другого калибра, ее проблемы завязаны на этом. Что касается самой Армении, ее, конечно, можно попытаться вытянуть с российской орбиты, но куда?", - задался вопросом Лукьянов.

Как отметил эксперт, если бы США и ЕС реально хотели оторвать Ереван от Москвы, то они бы это сделали через Турцию. "Для этого им пришлось бы надавить на Анкару, заставить ее открыть границы и открыть для Еревана коридор в западный мир. Но они этого не делают - желание хоть и есть, но оно не представляет для них жизненной необходимости. Да и возможностей для этого мало, поскольку Турция сегодня пустилась в самостоятельный дрейф, который лет 15 назад мало кто от нее ожидал", - резюмировал Федор Лукьянов.