Партия коммунистов Молдавии (ПКРМ) не видит принципиального противоречия в том, что сегодня коммунисты призывают к евразийской интеграции, в то время как в уставе партии прописан однозначный вектор на "евроинтеграцию". Об этом заявил в интервью изданию "Коммерсантъ-Молдова" лидер ПКРМ Владимир Воронин.

Отвечая на вопрос о том, не собираются ли коммунисты менять устав партии, где записано, что избранный вектор - это "евроинтеграция", Воронин заявил: "Евроинтеграция, евро-азиатская интеграция... Чем они отличаются друг от друга? Не те же интеграционные процессы?"

"По евро-азиатской интеграции эти процессы нам хорошо известны, - продолжил Воронин. - Потому что долгие годы мы действовали вместе в одном народно-хозяйственном комплексе. Если говорить о Евросоюзе, то нас там очень интересует модернизационная часть отношений. Мы отдаем себе отчет, что евроинтеграция Молдавии в ближайшие 25 лет невозможна. А что нам делать все это время?"

"Не надо так односторонне и узко понимать нашу программу. Я повторю слова, которые я сказал сразу после того, как стал президентом: "Молдавия должна быть там, где есть ее интересы". Мы не отошли ни разу от этого принципа. Мы маленькая страна и не можем влиять на геополитическую и геостратегическую политику мира. Мы должны осознавать свои интересы и реализовывать их. Это является первоочередной задачей власти", - заявил лидер ПКРМ.

При этом Воронин уклонился от ответа на вопрос о том, где в таком случае сегодня интересы Молдавии, и куда ей интегрироваться. "Не знаю, кто как понимает слово "интегрироваться", - заявил вместо прямого ответа лидер коммунистов. - Это значит войти в союз на равноправных, взаимоуважительных основах. Некоторые полагают, что интеграция - это выстроиться по линеечке и выполнять указы. Что за преимущество мы получили от того, что в последние годы так раболепствовали перед Брюсселем? Кредиты, которые разворовываются вместе с этими же еврочиновниками и молдавскими коррупционерами во власти? Что еще Молдавия получила? Какие дивиденды? Нужно создавать условия внутри страны для наших товаропроизводителей, для иностранных инвесторов и выходить на общий рынок. Говоря об общем рынке, я имею в виду евразийский рынок прежде всего (куда экспортируется сейчас большинство молдавских товаров) и выходить на европейский рынок".

Говоря о причинах, по которым он в 2003 году сорвал подписание "Меморандума Козака" по молдавско-приднестровскому урегулированию, сорвав визит в Кишинев Владимира Путина, Воронин повторил свою версию о том, что в уже парафированном им документе "в последний момент появилась статья о том, что ограниченному контингенту российских войск в Приднестровье предоставляется статус военной базы РФ сроком на 20 лет". "Молдавия, в соответствии с конституцией, имеет нейтральный статус. Я принес присягу в качестве президента по этой конституции и с этим статусом постоянного нейтралитета. Поэтому даже если бы я его подписал, да еще в присутствии такого высокоуважаемого и почитаемого человека, как президент России, это ничего бы не дало. Оппозиция атаковала бы его в тот же день в Конституционном суде и по праву бы выиграла. Меморандум мог стать официальным документом только после того, как был бы принят парламентом закон о его ратификации. Даже если бы мы его подписали, Конституционный суд отменил бы его. И я предупредил Тирасполь, что не стоит просовывать этот пункт", - заявил лидер ПКРМ.

По его словам, в настоящий момент Компартия выступает за предоставление Приднестровью статуса республики в составе Молдавии: "Статус республики в составе республики, не автономного образования, а Приднестровской республики в составе Республики Молдова. Это моя позиция и моя инициатива". В то же время Воронин высказался против повышения статуса Гагаузии "Статус Гагаузской автономии достаточен для того, чтобы она развивалась нормально, как часть Республики Молдова. Другое дело, что любой статус, любая бумага зависит от ее наполняемости, от тех людей, что реализуют эти статусы", - заявил он.

Справка ИА REGNUM: Партия коммунистов, придя к власти в Молдавии в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии, уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка. Что касается обещания Партии коммунистов разрешить конфликт с Приднестровской Молдавской Республикой, то в 2003 году лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела еще более ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. В ходе второго президентского срока Воронина Молдавия резко интенсифицировала сотрудничество с НАТО, подписав в 2006 году Индивидуальный план действий Молдавия - НАТО (IPAP) и заявив устами тогдашнего спикера парламента от ПКРМ Мариана Лупу о намерении стать частью пространства НАТО, а устами министра иностранных дел и европейской интеграции Андрея Стратана - о желании видеть НАТО посредником в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта и о необходимости вывода российских "оккупационных" войск из Приднестровья. На резкую антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло существенный урон экономике Молдавии. Потеряв власть в 2009 году, Партия коммунистов опять вернулась к пророссийской риторике, снова заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на этот раз - в рамках Таможенного союза. В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык - молдавский. В марте 2013 года лидер ПКРМ Владимир Воронин вернулся к "евроинтеграционной" риторике, заявив, что курс страны на "европейскую интеграцию" "не обсуждается" и будет продолжен и в случае возвращения коммунистов к власти. В то же время вопрос о присоединении к Таможенному союзу России-Белоруссии-Казахстана, по его словам, может быть решен только в ходе всенародного референдума.