Белоруссия и Россия объединят "МАЗ" и "КАМАЗ" осенью 2013 года
Москва, 7 июня, 2013, 17:08 — ИА Регнум. Рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно, и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто", который объединит белорусское ОАО "МАЗ" и российское ОАО "КАМАЗ". Об этом 7 июня в Минске на пресс-конференции, приуроченной к государственному празднику Российской Федерации - Дню России заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
По словам Сурикова, на российском рынке грузовых автомобилей лишь "50% российских и белорусских изделий" - вторая половина уже контролируется конкурентами из других стран. "Что мы должны делать? Укрупниться. Поднять конкурентоспособность этих грузовиков, которые производятся в России и Белоруссии. И спокойно, без шума, без треска, сокращая издержки, повышая качество продукции и конкурентоспособность начать движение от 50% присутствия на рынке будущего Евразийского экономического союза ближе к 100%". По мнению посла, сначала автопроизводителям России и Белоруссии следует "окучить" российский рынок грузовиков, а затем "на другие рынки двигаться".
Российские и белорусские предприятия не только машиностроения, но и других отраслей могут объединиться с целью повышения своей конкурентоспособности. Среди перспективных проектов объединений, отметил Суриков - нефтехимия, газохимия, банковская сфера, ВПК. "За кадром остаётся сельское хозяйство", - констатировал посол. По его мнению, производители продуктов питания России и Белоруссии, а также легпрома должны сейчас прорабатывать вопросы объединения, "чтобы потом не столкнуться". Посол сообщил: в Белоруссии действует около 2,5 тыс предприятий с российским капиталом, а в России - предприятий с белорусским капиталом "колоссальное количество".
Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, Суриков отметил, что условия соглашения о создании холдинга "Росбелавто" - коммерческая тайна. При этом он сказал: "речь не идет о продаже активов". Теперь же "всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного "МАЗ-КАМАЗ" с паритетным участием в этом холдинге".
При создании "Росбелавто", отметил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами - таков первый этап объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". "И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап", - добавил Суриков.
Также идёт работа по созданию объединений белорусского "Гродно Азот" и российского "ЕвроХим": "Там идет вопрос о выкупе части активов для вхождения "ЕвроХима" какой-то частью". Российский инвестор намерен вложиться в модернизацию белорусского предприятия (в настоящее время - госмонополиста по производству азотных удобрений).
"Обсуждается ситуация с "Пеленгом" и "Интегралом", - продолжил Суриков. По его словам, "Интеграл" - это российская электроника", продукция данного предприятия важна для ВПК. "Пеленг" же тесно связан с "Роскосмосом". "Каким образом они там решат - это их проблемы. Там достаточно успешно, созданы рабочие группы", - сказал посол.
Он сообщил также о ходе объединения с белорусским госпредприятием ОАО "Минский завод колесных тягачей" (МЗКТ). "Обсуждается объединение активов МЗКТ и КАМАЗа - там есть отдельное производство, такое же. И вышли уже на опытные образцы - даже более мощных платформ, перевозящих. Как объединить это всё, чтобы в будущем сохранилось МЗКТ, и КАМАЗ - как бы вот они вместе", - сказал российский дипломат.
Напомним, 31 мая в Минске на "Форуме деловых людей" стран ЕЭП председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович прокомментировал проблему создания холдинга "Росбелавто", которая, по его словам, уже "набила оскомину". Воплощение идеи обсуждается уже несколько лет и, отметил Мясникович, в процессе создания холдинга "совершенно права белорусская сторона, которая утверждает, что надо принять однозначные и понятные решения", которые позволят сохранить двум автозаводам свои позиции на рынке Таможенного союза. Пока же, констатировал глава Совмина Белоруссии, ситуация обратная: за последние пять лет доля минского и камского автозаводов снизилась на 1/3 с 50% до 35%.
В опубликованном 21 мая Нацбанком Белоруссии аналитическом обозрении "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь" за январь - март 2013 г. сказано: экспорт в Россию в январе-феврале 2013 г. относительно января-февраля 2012 г. вырос на 3,2 %. При этом снизился экспорт таких ключевых для Белоруссии товаров, как мясные продукты (на 4,5 %), шины (на 4,1 %), сельскохозяйственные машины и механизмы (на 26,3 %), грузовые автомобили (в 2,1 раза), седельные тягачи (в 1,8 раза).
Руководство ОАО "МАЗ" не драматизирует ситуацию: в опубликованном 17 мая на сайте предприятия комментарии заместителя коммерческого директора предприятия по маркетингу Ильи Субботина сказано: "Вступление России в ВТО и переход на экологический стандарт Евро 4 негативно сказались на общей емкости рынка грузовых автомобилей, которая за первый квартал 2013 года снизилась более чем на 20% к уровню прошлого года и составила 21,6 тыс. единиц. С учетом падения емкости рынка снизилась и количественная отгрузка грузовых автомобилей "МАЗ". Тем не менее, доля ОАО "МАЗ" на российском рынке остается фактически на прежнем уровне. За первый квартал 2013 года в РФ отгрузка грузовых автомобилей "МАЗ" массой от 8 до 40 тонн составила 2,8 тыс. единиц. Таким образом, доля автотехники "МАЗ" в данном сегменте составила 12,9%. Объем грузовых автомобилей, поставленных в Россию за аналогичный период 2012 года занимал 13,0% рынка".
Отметим, проблема объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" предложена российской стороной и обсуждается с 2010 года. Она обсуждалась недавно, 21 мая в Москве на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем. До этого, 18 мая в Минске, по итогам состоявшихся 17 мая в правительстве РФ переговоров первого зампреда Совмина Белоруссии Владимира Семашко с зампредом правительства России Аркадием Дворковичем, Семашко прокомментировал журналистам ход работ по созданию альянсов белорусских и российских промпредприятий. Он сообщил о создании рабочих групп, прорабатывающих объединение белорусских госпредприятий "Интеграл" с российской "Росэлектроникой", "Гродно Азот" с российскими "Газпромом" и "ЕвроХимом", "Пеленг" с российским "Роскосмосом". По его словам, обсуждаются вопросы объединения с российскими партнёрами белорусских госпредприятий машиностроения - "МАЗ" и "МЗКТ".
Как сообщало ИА REGNUM, будущее холдинга "Росбелавто" полностью зависит от решения Александра Лукашенко, который негативно отреагировал на предложенный российской госкорпорацией "Ростехнологии" план приобретения белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и объединения его активов с российским производителем грузовиков ОАО "КамАЗ". Лукашенко запретил продажу активов Минского автозавода российской стороне, а также наложил вето на план слияния двух автозаводов в автохолдинг "Росбелавто". Периодически представители официального Минска заявляют о прогрессе в процессе создания автохолдинга "Росбелавто". Например, 28 августа Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов на базе ОАО "КамАЗ" и ОАО "МАЗ", а также на базе белорусского госпредприятия "Гомсельмаш" и российского частного предприятия "Ростсельмаш". До сего времени данные холдинги не созданы.
Тем временем "МАЗ" теряет российский рынок, три месяца не может занять работников на полную неделю. И "МАЗ", и "КАМАЗ" более остро ощущают давление конкурентов, прежде всего - азиатских производителей, а также западноевропейцев, открывших в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники, которую производят и могут производить российские и белорусские предприятия, как отмечают эксперты, при условии создания совместных предприятий. Эксперты считают, что в условиях членства России в ВТО удержать свои позиции на внутренних и внешних рынках и белорусским, и российским производителям будет чрезвычайно сложно, достаточных собственных ресурсов для конкуренции с транснациональными корпорациями у них нет.
- Зеленский объяснил предложение премьеру Словакии Фицо €500 млн
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Загитова после отказа в гранте на «Алые паруса» заявила, что станет сильнее
- Во Владивостоке задержали женщину, подозреваемую в поджоге банка
- Зурабишвили пригрозила правящей партии Грузии переворотом