Снос Кругового депо приостановлен, прокуратура продолжает проверку (Москва)
Москва, 29 мая, 2013, 17:29 — ИА Регнум. 29 мая на стройплощадке у памятника архитектуры Кругового депо Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве состоялось рабочее совещание с участием представителей Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, дирекции по комплексной реконструкции и строительству (ДКРС) ОАО "РДЖ", Мосгорнаследия, общественного движения "Архнадзор".
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в "Архнадзоре", на совещании было констатировано, что Мосгорнаследием не представлен официальный документ департамента культурного наследия Москвы о согласии с актом государственной историко-культурной экспертизы по проекту "приспособления" объекта культурного наследия к современному использованию. "Северная транспортная прокуратура продолжает проверку правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на производство работ по этому проекту, предусматривающему снос 9 из 22 секций здания, - отметили градозащитники. - Работы по сносу приостановлены до утра пятницы, 31 мая".
Напомним, 27 мая ОАО "Российские железные дороги" начало снос Кругового депо Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве - выявленного памятника архитектуры, построенного выдающимся архитектором Константином Тоном в 1846-1851 годах (проезд Комсомольской пл., 3/30). В течение нескольких часов разрушены своды семи паровозных стойл из девяти, предназначенных к сносу. Всего, согласно проекту, уничтожается 2/5 здания.
27 мая снос был остановлен Северной транспортной прокуратурой по заявлению координатора "Архнадзора". "На строительной площадке не оказалось ни одного документа, санкционирующего снос, - констатировали градозащитники. - Особый цинизм ситуации в том, что сносные работы согласованы Мосгорнаследием под вывеской реставрации памятника и его "приспособления к современным условиям". Проект реставрации Депо существует отдельно от проекта приспособления. Первый предусматривает сохранение всего памятника, второй - снос 9 стойл из 22-х. И оба согласованы Мосгорнаследием! Вероятно, на всякий случай".
Во-вторых, отмечают градозащитники, Мосгорнаследие согласовало несовместимые, по их мнению, акты государственной историко-культурной экспертизы - акт доктора искусствоведения Андрея Баталова о целесообразности включения Кругового депо в Реестр объектов культурного наследия - и акт В.А. Виноградова, А.Б. Тренина, О.В. Савельева на проект "приспособления" памятника. В первом акте предмет охраны памятника описывает здание целиком, и Мосгорнаследие утвердило его. Проект "приспособления", предусматривающий снос, прямо противоречит предмету охраны, но Мосгорнаследие согласилось и с этим.
"Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо пишут в своем акте, что проект противоречитутвержденному предмету охраны, но его надо одобрить ввиду нужд железнодорожногостроительства, а также потому, что проект утвержден Градостроительной комиссией правительства Москвы. Напомним, это межведомственная комиссия, решения которой не могут противоречить требованиям законодательства, - пояснили в "Архнадзоре". - Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо пишут в акте, что статья 38 федерального закона "Об объектах культурного наследия..." запрещает или ограничивает движение транспортных средств по территории памятника, если это несет угрозу его существования. И пишут далее: раз эти два "постулата" противоречат друг другу, следует предпочесть нужды железной дороги".
Также Виноградов, Тренин и Савельев отмечают, что "при изменении градостроительной ситуации" все можно будет восстановить. "По этой логике можно снести любой памятник, - констатировали в "Архнадзоре. - Экспертиза Виноградова, Тренина и Савельева содержит и прямо недостоверные утверждения. Например, утверждение, что "Многие своды разобраны и заменены на плоские перекрытия". На самом деле до начала сноса сохранились сводчатые перекрытия над всеми паровозными стойлами".
Статья 29 федерального закона "Об объектах культурного наследия..." утверждает принципом историко-культурной экспертизы презумпцию сохранности памятника при любой намечаемой хозяйственной деятельности, напомнили в "Архнадзоре". Статья 44 того же Закона гласит, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования производится без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. "Совершенно очевидно, что и проект, и одобряющий его акт "экспертизы" Виноградова - Тренина - Савельева противоречат закону. Однако департамент культурного наследия согласовал проект", - резюмировали градозащитники.
Общественники уже направили в Замоскворецкий суд Москвы заявление и ходатайство с требованиями признать незаконным решение Мосгорнаследия о согласии с с экспертизой, позволяющей приспособление к современному использованию выявленного объекта культурного наследия "Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846-1851 гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич, кон. 1860-х гг., XX в.", а также разрешеие на проведение работ на объекте. По мнению градозащитников, суд должен обязать епартамент культурного наследия Москвы назначить повторную экспертизу проекта и обеспечить остановку работ по частичному сносу памятника.
С предожением отозвать экспертизу Виноградова, Тренина и Савельева градозащитники обратились в Минкульт, а также предложили министерству и мэру Москвы Сергею Собянину проверить законность действий Мосгорнаследия при согласовании проекта "приспособления" Кругового депо, вплоть до проверки соответствия занимаемой должности руководителя департамента культурного наследия Москвы Александра Кибовского.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Мирошник заявил о попытке ВСУ устроить в Селидово «вторую Бучу»
- «Волонтёра года» выберут в Москве
- Москва стала рынком сбыта для отечественных товаропроизводителей — эксперт
- Reuters: Киев изучает обломки ракеты «Орешник» — 1005-й день СВО