МИД Эстонии: Мы в Эстонии занимаемся мистификациями, что пограничный договор нужен больше России
Псковская область, 23 мая, 2013, 09:52 — ИА Регнум. В распоряжении ИА REGNUM оказался перевод стенограммы обсуждения вопроса о пограничном договоре с Россией в эстонском парламенте. Публикуем его полностью. Перевод подготовлен эстонским юристом, руководителем проекта "Русский омбудсмен" Сергеем Середенко.
Стенограмма инфочаса в Рийгикогу 22 мая 2013 года
4. Об эстоно-российском пограничном договоре
Председатель Эне Эргма
Переходим теперь к следующему вопросу. Это вопрос коллеги Инары Луйгас министру иностранных дел Урмасу Паэту. Коллега Инара Луйгас, прошу!
Инара Луйгас
Спасибо, уважаемый руководитель заседания! Уважаемый министр! Как уже сказал министр сельского хозяйства, не важно, есть ли у нас новый пограничный договор или нет. На самом деле большой целью является все-таки достижение хороших экономических и торговых отношений с Россией. Но я задам Вам один вопрос, который вчера прислал мне один господин. Он пишет так: "К настоящему времени Эстонская Республика, даже без нового пограничного договора, принята в Европейский Союз и НАТО, мы - члены еврозоны. Полученная при рождении Эстонской Республики и утвержденная Тартуским (в оригинале - Юрьевским, прим ИА REGNUM) мирным договором государственная граница сохранилась, а контрольная линия, административная граница работает удовлетворительно уже десятилетия. Зачем политикам Эстонии нужна новая государственная граница Эстонии, если никакого логического понимания, серьезного обоснования для этого нет? Почему не оставить в покое государственную границу Эстонской Республики, установленную Тартуским мирным договором?"(граница установленная Юрьевским мирным договором 1920 года, относит к Эстонии часть российских территорий в Псковской и Ленинградской областях, включая город Печоры и Ивангород. Прим. ИА REGNUM ) Поэтому спрошу снова - откуда такая спешка и чем вызвано желание заполучить новую государственную границу Эстонии?
Министр иностранных дел Урмас Паэт
Это, конечно, хороший вопрос. Тема границы обсуждалась в отношениях между Эстонией и Россией почти 22 года. Если брать недавние события, то в октябре прошлого года все фракции Рийгикогу, в том числе т.н. депутатское объединение демократов, передали правительству, в т.ч. мне, письмо. Которое подписал и представитель вашего депутатского объединения Райнер Вакра. В нем выражалось пожелание, чтобы правительство вновь начало консультации с Российской стороной с тем, чтобы изыскать возможность того, чтобы между Эстонией и Россией в конце концов появилась юридически признанная обеими сторонами государственная граница. Вопрос, зачем это нужно, если можно и без этого обойтись? Для меня главным аргументом является то, что чем меньше у нас с Россией больших, важных открытых вопросов, тем лучше. Я вижу юридическую фиксацию государственной границы еще и вопросом безопасности, и точно так я им и занимаюсь. К сегодняшнему дню пограничные договоры с Россией заключены всеми государствами Европы, теми, кто является соседями России и не входят в СНГ. Эстония - единственное подобное государство, которая этого еще не сделала. И теперь, когда мы вышли на уровень консультаций и министерств иностранных дел, что было одобрено комиссией по иностранным делам Рийгикогу, в которой представлены все имеющиеся в Рийгикогу партии, я считаю, что было бы разумно продолжить этот процесс с целью снять все-таки эту важную тему с повестки дня, юридически зафиксировать государственную границу между Эстонией и Россией, сняв этим также и другие важные потенциальные вопросы, например, вопросы безопасности. Другими словами - занимаясь этим вопросом, мы занимаемся будущим Эстонии.
Председатель Эне Эргма
Пожалуйста, коллега Инара Луйгас, первый уточняющий вопрос!
Инара Луйгас
Благодарю, руководитель заседания! Уважаемый министр! Это правда, что хорошие отношения с Российским государством у нас должны быть и что целью их является т.н. оживление торговых и экономических отношений. В последнее время Вы заявляли в СМИ, что текст договора практически готов, и что если он будет одобрен на уровне министерств и на уровне Российского государства, то когда-нибудь он доберется и сюда, в Рийгикогу, и Рийгикогу ратифицирует этот пограничный договор. Не могли бы Вы пояснить, как этот новый пограничный договор соотносится с Тартуским мирным договором, в частности, по вопросу о границе - аннулирует ли новый пограничный договор часть границы, установленную Тартуским мирным договором?
Министр иностранных дел Урмас Паэт
Так как один из пунктов Тартуского мирного договора говорит о том, где проходит сухопутная пограничная линия между Эстонией и Россией, то да, когда новый пограничный договор вступит в силу, то он изменит тот пункт Тартуского мирного договора, который описывает, где пролегает линия границы, так как описание пограничной линии изменится. Вместе с тем это не касается других пунктов этого договора.
Председатель Эне Эргма
Пожалуйста, коллега Инара Луйгас, второй уточняющий вопрос!
Инара Луйгас
Спасибо! Уважаемый министр! Я верю, что тут в Рийгикогу мы должны бы подробнее остановиться на этом существенном и важном вопросе, и больше говорить о нем. Мы тут в зале Рийгикогу смело рассматривали другие существенные и важные вопросы, мы щедро раздавали деньги налогоплательщиков бедным странам-членам Европейского Союза, мы даже частично заложили государственный бюджет Эстонии, и поэтому совершенно странно, что мы тут, в большом зале Рийгикогу, не рассматривали такой существенно важный вопрос, как вопрос о пограничном договоре между Эстонией и Россией. Не считаете ли Вы, что перед тем, как здесь, в зале Рийгикогу, будет ратифицирован этот договор, Министерство иностранных дел должно бы выступить с заявлением, и отнестись к этой теме, как к вопросу государственной важности?
Министр иностранных дел Урмас Паэт
Я утверждаю, что Рийгикогу вполне достаточно обсуждал эту тему. Если Вы помните, то то в 2005 году Рийгикогу дошел до решения о ратификации пограничных договоров, что было сделано после того, как эта тема была обсуждена. Если мы говорим о линии границы, то в проекте нынешнего договора линия границы проходит точно так же, как это было в 2005, когда Рийгикогу эти соглашения одобрил или, иными словами, ратифицировал. Так что по вопросу линии границы нет никаких изменений по сравнению с тем, когда в 2005 году Ригикогу принял свои решения. И обсуждения шли долго и широко. И после 2005 года я не припомню, чтобы министр иностранных дел или Министерство иностранных дел как-то препятствовали обсуждению этого вопроса - все равно, в большом зале парламента или в комиссиях. Я понимаю, что это больше риторический вопрос или вопрос к руководству Рийгикогу о том, что именно вы желаете включать в повестку дня своих заседаний. Я могу сказать, что все комиссии, изъявившие хотя бы малейшее желание обсудить этот вопрос, смогли это сделать со всевозможными людьми из Министерства иностранных дел, и в том числе со мной. На протяжении последних семи месяцев, что велись консультации, я ежемесячно встречался по этому вопросу с комиссией по иностранным делам. Насколько я знаю внутреннюю кухню Рийгикогу, в заседаниях комиссии по иностранным делам могут участвовать все члены Рийгикогу, входящие в любые другие комиссии. Утверждать, что вообще никакого обсуждения не было - это, мягко говоря, грешить против истины. Если Рийгикогу хочет обсудить это еще, все равно каким образом, то все это в руках самого Рийгикогу, и всегда это именно так и было.
Председатель Эне Эргма
Господин министр иностранных дел, руководство не получало просьбы об обсуждении этого вопроса. Начнем теперь с зарегистрированных с мест вопросов. Прошу, коллега Валерий Корб!
Валерий Корб Спасибо! Уважаемый господин министр! У нас многие политики, члены правительства пишут об эстоно-российском пограничном договоре, в то время как на российских Интернет-порталах, к сожалению, практически нет никакой информации, и мой вопрос связан именно с этим. Уважаемый господин министр, есть ли у Вас обзор того, что пишут ведущие политики России об эстоно-российском пограничном договоре, и что они вообще думают о его будущем - можно ли его сегодня подписывать или нет? Спасибо!
Министр иностранных дел Урмас Паэт
Какой-то обзор есть. Понятно, что эту тему в Эстонии обсуждают больше, чем в России. У них там много иных вещей, достойных обсуждения. Но могу сказать, наблюдая за обсуждением этой темы в России в последние месяцы или даже годы, что, если кто-то считает, что там по этому вопросу царит невероятное единодушие между политиками и политическими силами, то он ошибается. В этой части в России хватает политиков, которые занимают ту позицию, что в такой унизительной для России форме с Эстонией нельзя подписывать никакой пограничный договор. В известном смысле риторику, которую мы слышим в отношении проекта договора время от времени и здесь, в Эстонии, можно точно так же встретить и в России. Да, в разговорах, например, с людьми из Министерства иностранных дел РФ высказывалась такая точка зрения, что, если эти соглашения когда-нибудь попадут в парламент для ратификации, то в Российском парламенте в отношении этого проекта наверняка прозвучат различные позиции и установки. Так что в этой части мы тут, в Эстонии, возможно, время от времени занимаемся мистификациями насчет того, что этот договор больше нужен одной стороне, чем другой. Это не так! Этот договор нужен обеим сторонам. Или по вопросу какого-то невероятного единства в России в той части, что это непременно нужно сейчас сделать - это тоже не так. Точно такую же дискуссию, которую мы наблюдаем в Эстонии, мы можем наблюдать - разумеется, в другом ключе и, может быть, с другой амбициозностью, - также и в России.
Председатель Эне Эргма
Пожалуйста, коллега Лембит Калювеэ!
Лембит Калювеэ
Спасибо, госпожа председатель! Дорогой министр! Мне лично симпатичны Ваши взгляды на пограничный договор и большинство Объединения Демократов поддерживает эту позицию. Действительно - сколько можно? 22 года - это очень долгий срок, и когда-нибудь надо бы это уже сделать. Так что мы в большинстве своем считаем, что мы на правильном пути, и этот пограничный договор следует заключить. Как Вы считаете, как обстоят дела с другими партиями и фракциями? Поддерживают ли они в большинстве это предложение? У каждого депутата Рийгикогу есть свое мнение, и эти мнения, пришедшие из фракций, показали, что большинство фракций - за. Спасибо Вам!
Министр иностранных дел Урмас Паэт
Что тут можно явно оценивать? Я отношусь к этому в точности как к поручению, которое в октябре прошлого года все фракции Рийгикогу плюс ваше депутатское объединение дало правительству с тем, чтобы вновь начать консультации с Россией с целью найти возможность вступления в силу пограничных соглашений. Следовательно, все фракции сходились на том, что это следует сделать. Результат этого процесса был рассмотрен в комиссии по иностранным делам Рийгикогу, и комиссия по иностранным делам единогласно поддержала позицию, согласно которой следует двигаться дальше уже в направлении внутригосударственных процедур с целью вступления этих соглашений в силу в том виде, который они обрели в результате консультаций. И еще раз: и на этом собрании комиссии по иностранным делам были представлены все представленные в Рийгикогу партии и, как я уже сказал, решение комиссии по иностранным делам было единогласным. Его видела общественность Эстонии, видел я, видели все вы. Мне трудно здесь говорить о чем-то другом.
Председатель Эне Эргма
Большое спасибо, господин министр! Заканчиваю рассмотрение этого вопроса.