Сведения о закупках Азербайджаном современного оружия — дезинформация и провокация: армянский эксперт
Москва, 14 мая, 2013, 00:01 — ИА Регнум. В Закавказье в результате сохранения статус-кво вокруг нагорно-карабахского конфликта имеет место локальная гонка вооружений. Этот регион, находящийся вблизи, пожалуй, самой нестабильной точки планеты — Ближнего Востока, интенсивно вооружается, что грозит нарушением баланса сил, на котором держится хрупкий мир в Карабахе и во всем Закавказье. О военном потенциале сторон карабахского конфликта в интервью ИА REGNUM рассуждает армянский военный эксперт Аркади Григорян.
ИА REGNUM: 12 мая исполнилась очередная годовщина со дня достижения перемирия в зоне карабахского конфликта. Как вы оцениваете этот 19-летний период?
Несмотря на многочисленные нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана, основным результатом подписанного в 1994 году соглашения я считаю именно отсутствие широкомасштабных военных действий между конфликтующими сторонами, которое в свою очередь обусловлено, прежде всего, боеспособностью и высокой организованностью Вооруженных сил Армении и Армии обороны Нагорного Карабаха. Именно благодаря профессионализму наших военных любые провокации со стороны противника пресекаются на корню.
ИА REGNUM: Азербайджан вооружается, закупает вооружения на миллиарды долларов, что непременно сказывается на повышении боеспособности азербайджанских ВС…
Когда я читаю новостные и пропагандистские азербайджанские сайты, у меня возникает впечатление, что у алиевского агитпропа больше нет других способов поднять авторитет собственных ВС своего населения, кроме как именно тиражировать публикации о выдающейся боеспособности азербайджанской армии. Между тем, растущее количество, якобы, случайных смертей среди личного состава азербайджанской армии красноречиво говорит об обратном…
ИА REGNUM: Современные вооружения не приводят к гибели солдат…
Действительно. Давайте расставим все по полочкам. Во-первых, я бы хотел остановиться на азербайджано-израильском военном сотрудничестве. Если вы помните, в 2011-2012 гг. в прессе, в том числе и на сайте ИА REGNUM, активно комментировались поставки Израилем в Азербайджан вооружений на сумму в $1,6 млрд, в том числе ракет «Лора», «Барак», современных БПЛА и прочее. В связи с этим следует заметить, что на самом деле имела место бартерная сделка: израильская сторона обязалась усовершенствовать некоторые типы азербайджанской военной техники в счет оплаты за поставленные Азербайджаном энергоресурсы, а также обучить обслуживающий офицерский состав. Самое интересное в том, что по признанию самих израильских специалистов, интеллектуальный уровень азербайджанских военнослужащих, призванных обслуживать эту самую технику, мягко говоря, оставляет желать лучшего, иначе чем объяснить тот факт, что только каждый десятый проходящий обучение способен сдать квалификационные экзамены. Фактически получается, что модернизированная техника вроде есть, но военнослужащих-специалистов, способных ее эксплуатировать как не было, так и нет! А представляете, как азербайджанцы будут управлять такими сложными ракетными и иными системами, если, конечно, вместо них это не сделают сами израильтяне…? Как, впрочем, и самолетами.
Во-вторых, что касается азербайджано-турецких отношений в военной сфере, то следует отметить, что хотя эти страны и являются союзниками, но тот уровень военного сотрудничества, о котором периодически распространяется азербайджанская сторона, жонглируя цифрами в сотни миллионов долларов, на самом деле не соответствует действительности. Об этом можно судить хотя бы по официальным данным турецкого военно-промышленного комплекса: так в 2012 году экспорт турецких вооружений сократился почти вдвое, составив около $12 млн. Примечательно, что пик турецкого оружейного экспорта в Азербайджан в виде средств связи, бронированной колесной техники и 107-миллиметровых реактивных снарядов приходился на 2010-2011 годы, суммарная стоимость которого не превышала $30 млн.
Особо хочу остановиться на одной скандальной сделке, в рамках которой Турция должна была поставить в Азербайджан самоходные артиллерийские установки «Фыртына». Являясь членом НАТО, Турция не смогла поставить данное вооружение, поскольку другой член альянса — Германия, которая производит двигатели к этим установкам, отказалась участвовать в сделке, мотивируя свое решение нежеланием способствовать гонке вооружений на Южном Кавказе.
ИА REGNUM: А что с поставками оружия из Пакистана, Украины и, наконец, России?
Военное сотрудничество Азербайджана с Пакистаном, по большому счету, ограничивается сферой подготовки офицерского состава азербайджанских вооруженных сил. В связи с этим хочу заметить, что уровень подготовки пакистанских вооруженных сил считается одним из самых низких в регионе и по своему качеству мало чем отличается от азербайджанских. Обстоятельство, которое говорит само за себя.
Относительно азербайджано-украинского военного сотрудничества следует отметить следующее. Азербайджан и Украина установили довольно тесные взаимоотношения в данной сфере. В основном, Украина поставляет некоторые образцы устаревшей советской военной техники и одновременно занимается ее модернизацией и ремонтом. Примечательно то, что эти поставки проходят по запутанным коррупционным схемам, иначе ничем нельзя объяснить поставку Украиной Азербайджану танков Т-55, разработанных в Советском Союзе в середине 50-ых годов прошлого столетия.
Наконец, касаясь азербайджано-российского сотрудничества в военной сфере, отмечу, что постоянно муссируемая азербайджанскими СМИ информация о том, что якобы Азербайджан закупил у России новейшие танки Т-90 и ударные вертолеты Конструкторского бюро «Камова», является ничем иным, как попыткой выдать желаемое за действительность. Резюмируя, хочу еще раз отметить, что в большинстве случаев сведения, тиражируемые азербайджанским агитпропом, являются организованной на государственном уровне провокацией и чаще всего преследуют цель, с одной стороны, дезинформировать и дезориентировать собственное общество, с другой, — психологически воздействовать на армянские государства. Поэтому я бы относился к ним с известной долей скептицизма и недоверия.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян