С 1 сентября 2012 года в Татарстане стартовал эксперимент по созданию билингвальных дошкольных учебных заведений. Отныне в детсадах республики внедряется новый учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам - по обучению русскоязычных детей татарскому языку и по обучению детей-татар родному языку и русскому языку. В конце учебного года корреспонденты ИА REGNUM поинтересовались у специалистов мнением относительно нововведения. Опрос показал, что эксперимент воспринят неоднозначно.

Так, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета Владимир Беляев считает, что вводить поголовное двуязычие в детсады в обязательном порядке не стоит. "В таком возрасте это ведет к неуверенности в себе, к путанице и совершенно не способствует усвоению обоих языков", - уверен профессор. По его мнению, "ребенок просто будет молчать или отвечать не на языке обращения".

С Беляевым солидарен председатель Общества русской культуры Татарстана, доктор социологических наук Александр Салагаев. "Психологические исследования показывают, что далеко не все дети имеют языковые способности освоить сразу два языка, стать билингвами, и на практике это приводит к тому, что ребенок приходит домой из садика и говорит: "мой мама", - приводит он примеры. - Уже сейчас на телевидении можно услышать и увидеть множество ошибок в употреблении русских слов и использовании грамматических форм, например, половина дикторов говорит: "Двухтысячно тринадцатый год". По словам Салагаева, русская общественность в Татарстане предлагала поэтапно вводить обучение языкам: в первом классе - родной язык, например, русский, во втором классе - татарский, в третьем иностранный - английский. "Иначе в первом классе, не пройдя букварный период, когда устанавливается соответствие звуков и букв, дети в письме делают ошибки, которые остаются на всю жизнь", - говорит социолог.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов предложил чиновникам Министерства образования и науки Татарстана пойти дальше: вводить обучение русских детей татарскому языку в яслях. "Чего уж ограничиваться детсадами, надо начать с 2-х лет, когда русский ребенок еще по-русски не может членораздельно говорить, а его сразу начнут учить татарскому", - иронично заметил эксперт. По его мнению, эксперимент не только будет провален, но и, возможно, даст отрицательный результат, как это произошло с введением 20 лет назад принудительного обучения татарскому языку русских детей в школах: "Разговаривая с русскими школьниками, особенно старшеклассниками, констатируешь, что в их сознании татарский язык воспринимается как один из ненужных предметов, как "принудиловка", при этом ясно, что за 10 лет обучения в школе мы получаем фактически нулевой результат", - констатировал Раис Сулейманов, добавив, что "на практике русская молодежь не заговорила по-татарски". Эксперт уверен, что в условиях, когда русский ребенок 3-6 лет еще не научился свободно говорить на родном языке, заставлять его учить татарский - значит добиться обратного ожидаемому результата: перед поступлением в первый класс ребенок будет говорить плохо и по-татарски, и по-русски. Выход из этой ситуации Сулейманов видит в том, чтобы "больше сил направить на обучение татарских детей татарскому языку, а родителям русских детей позволить самим решать, нужно ли их ребенку в обязательном порядке изучать татарский язык".

Сопредседатель Казанского гражданского союза Борис Бегаев уверен, что русские дети должны начинать получать знания по татарскому языку, начиная лишь с 3-4 классов, но никак не с детского сада. При этом "нужен хороший курс разговорного татарского языка, а не языка делопроизводства и официального общения, как его преподают в школе". Правозащитник считает, что внедрение обязательного двуязычия в детсадах вовсе не является свидетельством "заботы о знаниях русских детей". "Идеологам Казанского Кремля всё равно ясно, что русские дети в Татарстане давно проиграли, места все распределены, собственность, земля, поля леса и реки уже поделены среди своих и среди не своих, но лояльных", - отмечает Бегаев.

Ожидаема была реакция татарских националистов на обязательное внедрение двуязычия в детских садах.

"Конечно, нужно, потому что в Татарстане два государственных языка: татарский и русский, и оба должны изучаться в обязательном порядке", - заявил ИА REGNUM председатель Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин. По словам лидера "азатлыковцев", "в условиях полного информационно-языкового превосходства русского языка, поддерживаемого Москвой, появляется надежда, что появится поколение русских в Татарстане, которые не будут "из принципа" не учить татарский язык". При этом Набиуллин предостерег: "Только не надо "вопить" и "ныть" про ущемление русских в Татарстане. У нас двуязычие, оно предполагает знание и преподавание обоих государственных языков!"

Его поддерживает председатель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов, предлагая расширить сеть билингвальных дошкольных учебных заведений в масштабах всей страны, а не только в пределах Татарстана. "Мне много приходилось слышать жалоб от русскоязычного населения, якобы их права ущемляются в Татарстане, но 75% татар проживают за пределами Татарстана, они отдают своих детей в детские сады, где нет специалистов, знающих татарский язык", - заметил Кашапов, добавив, что "татарам нужно брать пример с евреев: "Если в Израиль приезжает еврейская семья из какой-либо страны, то все члены семьи учат иврит".

Стоит отметить, что в ходе внедрения обязательного обучения русских детей в дошкольных учебных заведениях татарскому языку по итогам года состоится конкурс на звание лучшего билингвального детского сада. Лучшими будут названы 20 детсадов по республике, которые получат грант по 1 млн рублей. Многие наблюдатели полагают, что это приведет к форсированию данного процесса со стороны воспитателей детсадов, соревнующихся за получение материального поощрения. То, чем это обернется для русских детей, судя по всему, организаторов этого проекта мало волнует.