В Турции крепнет убеждение, что Ближний Восток стоит на пороге масштабного пересмотра существующих границ. В этом случае Анкара должна проанализировать свои возможности, понять, обладает ли турецкая сторона достаточным ресурсом для того, чтобы данный процесс происходил в соотвествии с удовлетворяющим её сценарием. Рассмотрению этого вопроса посвящена статья главного редактора одной из ведущих газет Турции Zaman Бюлента Кенеша.

По словам автора, все масштабные потрясения в Европе в XX веке нашли отражение на Ближнем Востоке и оказали воздействие на формирование региона. Первая мировая война кардинально перекроила не только европейскую, но и ближневосточную карту, на обломках Османской империи возник целый ряд новых государств. Вторая мировая война вновь обновила европейскую карту, а на Ближнем Востоке появилось государство Израиль.

"Холодная война", полагает автор, также была конфликтом мирового масштаба, и с её завершением карта Европы вновь претерпела изменения (объединение Германии, распад Советского Союза, Югославии, Чехословакии).

В этой связи Ближний Восток также не может долго оставаться в существующем формате. Подписанное в 1916 г. британцами и французами соглашение Сайкса-Пико, предполагавшее раздел и реконструкцию региона, утратило свою действительную силу, невольно возник вопрос о вероятных разделах и изменениях границ. Искусственно и бесцельно созданные Сайксом и Пико границы, не соответствующие ни географическим, ни этническим, ни культурным естественным границам, длительное время были предметом обсуждения народов региона.

Автор статьи считает, что сегодня существует больше, чем обычно, причин прогнозировать отказ от аномалии, возникшей в результате проведения границ в отрыве от реальностей региона. Актуальным становится вопрос, сохранится ли территориальная целостность таких государств, как Ирак и Сирия после окончательной утраты ими национального единства, хотя, на самом деле, им так и не удавалось его создать. В этом контексте главный редактор Zaman считает, что ход событий в Сирии сделал практически невозможным сохранение территориальной целостности этой страны. Также стремительно движется к распаду Ирак, что обусловлено бессмысленной политикой правительства аль-Малики (Нури Аль-малики, премьер-министр Ирака - ред.), поддержку которому оказывают США - из-за необоснованных надежд Вашингтона на обеспечение стабильности и безопасности в Ираке и опасений, что если Ирак останется без поддержки, он попадет под контроль Ирана. Отношения между Багдадом и Эрбилем (столица курдской автономии Северного Ирака, де-факто не подконтрольного Багдаду образования - ред.) можно охарактеризовать как противостояние двух враждебных режимов. И сегодня иракские арабы-сунниты мечтают о такой же сильной автономии, какой владеют курды, и, возможно, в перспективе - о независимом государстве.

Другое направление событиям в Ираке может дать вероятный раздел Сирии. Нельзя исключать вероятность единого образования между региональным правительством Курдистана на севере Ирака и регионами компактного проживания курдского населения на севере Сирии. Возможность объединения арабов-суннитов, населяющих обширный район Ирака, и суннитов Сирии также выглядит реальной. Небеспочвенны ожидания, что вероятный раздел Ирака и Сирии приведет к определенным коалициям и новым региональным образованиям, преодолевающим существующие границы. Необходимо отметить, что эти события непосредственно касаются усилий Турции по решению курдского вопроса в общем смысле и, прежде всего, проблемы "Рабочей партии Курдистана" (РПК).

Легко предсказать, что трансформации такого характера, неизбежно сопровождаемые хаосом в регионе, породят большие страдания и трагедии. К тому же, учитывая, что Запад не поддерживает разделы и изменения границ, кроме тех, которые происходят с его одобрения, можно утверждать, что ситуация в регионе способна стать абсолютно неразрешимой. Всё это заставляет тщательно проанализировать вопрос, обладают ли те, кто рассчитывает на возможное изменение региональных границ, достаточными силами и возможностями, чтобы сделать это по своему усмотрению. Осознание пределов в вопросе об изменении границ должно заставить воздержаться руководителей стран, этнических и религиозных групп от опасных интриг, способных открыть путь к колоссальным трагедиям, подытоживает автор.

Напомним, что, как уже отмечали эксперты ИА REGNUM, протекающие в настоящем неоднозначные процессы турецко-курдкого примирения вызваны, в значительной мере, стремлением Анкары противопоставить известным планам США по переформатировке Большого Ближнего Востока собственные планы территориальных изменений, неизбежность которых уже практически не вызывает сомнений. В частности, в Турции обсуждаются варианты частичного "возрождения" Османской империи путем присоединения иракского Курдистана, северной части Сирии, Кипра, Аджарии, входящей в состав Грузии и т.п.

Любопытно, что по версии некоторых турецких аналитиков, отказ РПК и её лидера Абдуллы Оджалана от вооруженной борьбы - начало процесса возвращения прежних "добрых" времен, когда в рамках Османской империи "турки и курды совместно властвовали над христианскими народами и держали в повиновении греков, армян, ассирийцев и др". В таком случае нынешняя Турция неизбежно превратится в дуалистическое турецко-курдское государство, в котором курдский фактор в силу демографических причин будет обретать всё больший вес. Это заставляет, как видим, некоторых наблюдателей задаваться вопросом, достаточно ли у современной Турции ресурсов для реализации подобных намерений?